Что мне нравится, когда я читаю юморески Остапа Вишни
Улыбки, фельетоны, очерки Остапа Вишни — это жемчужины в литературе. Погружаясь в мир остроумного языка, жизнерадостных героев, народного юмора, веселой охотничьей шутки, переживаешь замечательные минуты эстетичного наслаждения, ощущаешь, как светлеет на душе и отлегает от сердца. А вглядываясь в простое мудрое лицо писателя, думаешь сначала, что ему легче жилось, так как он умел в ужасном найти зерна смеха. И как-то я прочитала слова Остапа Вишни: «Всю жизнь юмористом! Господи! С ума можно сойти от тоски!». И такими горькими и трагическими они мне показались, что я решила подробнее ознакомиться с биографией писателя. Узнала о 10 годах ссылки, тяжелой болезни, угрозе расстрела, нелегкой творческой жизни. Здоровьем, покоем, унижением человеческого достоинства пришлось платить дань Музе.
И все же, по моему мнению, имел этот юморист большое писательское счастье — признание и любовь своего народа. Его произведения знали даже неграмотные, а по количеству изданий и переизданий фельетонов, юморесок в украинской литературе Остапу Вишне, наверное, нет равных.
Читая «Зенитку», «Охотничьи улыбки», «Кое-что из украиноведения», «Чухраинцы», испытываю удивление мудрости юмориста и глубине философского содержания его произведений. Поражает писательское мастерство: умение в небольшой новелле соединить глубокий лиризм с простой шуткой. Нравятся его свежий остроумный язык, прибаутки, анекдоты. Остап Вишня — мастер пародии, шаржа, травести.
Мы привыкли всегда отыскивать в фактах биографии великих людей что-то судьбоносное.
Остап Вишня с доброй улыбкой, юмором рассказывает о своих совсем обыкновенных родителей: «Родители мои были, как все родители». В таком же тоне он вспоминает о своем образовании и книжках. «Книга, которая сильнее всего меня впечатлила, — это «Катехизис» Филарета. До чего противная книжка! Еще если бы так — прочитал да и бросил, оно бы ничего, а то — наизусть». Да и писателем, если верить рассказчику («Моя автобиография»), стал потому, что квалификации особой не имел, бухгалтерии не знал, то и сделался Остапом Вишней и начал писать. Такой простой, преисполненный здравого смысла взгляд на писателя-человека мне импонирует. А умение его первым посмеяться над собой вызывает сильное приятное впечатление на читателя.
Юмор, смех можно считать признаком внутренней свободы человека. Очевидно, Вишня владел секретом внутренней свободы, которую он сохранял во всех ситуациях, свободы «от нечистой» силы, своей и чужой. Поэтому в его душе жила не желчная злость, а солнечный смех.
В украинской литературе особое место занимает Остап Вишня: «Он светил, как солнце, к нему люди тянулись, как к солнцу», — написал Максим Рыльский; его творчество отмечается глубоким лиризмом и мягким юмором.
Мне очень нравятся «Охотничьи улыбки» Остапа Вишни. В них описывается волшебная природа, возвеличиваются лучшие человеческие черты характера. Я восхищаюсь мастерством писателя в обычном листочке раскрыть целый мир с его радостью и болью, надеждами и разочарованиями. «Охотничьи улыбки» чрезвычайно привлекательны, так как в них соединились народные анекдоты и пейзажная лирика в прозе, так как героями улыбок являются люди красивые, правдивые, редчайшего характера. На охоту они выходят не для того, чтобы убить, а чтобы полюбоваться природой, избежать ее уничтожения, сохранить для будущих поколений.
В «Дневнике» Остапа Вишни от 23 января 1952 года есть такая запись: «ездили охотиться… И как радостно, что я никого не убил!» Таким же охотником является и герой улыбки «Вальдшнеп». Он не может охотиться на вальдшнепов во время их спаривания, так как всегда вспоминает свою первую любовь, не может охотиться и осенью, когда вся природа медленно засыпает, чтобы не приумножать смерть в природе.
Улыбка «Утята плачут» учит любить свою родную землю, край, где родился и вырос. Селезня Остап Вишня наделил патриотическими чертами. Птица поселилась возле Киева, где глубокий Днепр. И приходят браконьеры, и гибнет уточка, под угрозой жизни малышей. Селезень требует, чтобы браконьеры исправили то, что натворили: «Пусть те два, что убили мою уточку, пусть поочередно приходят, садятся на мое гнездо и вылупливают мне утят…»
Любовь к родине, ментальность нашего народа удачно передана в произведении «Зенитка». Комические «сражение» деда Свирида с покойной женой Лукеркой — шедевр рассказа. Смех вызывают и необыкновенные ситуации, в которые попадает дед Свирид, и уместно употребленная военная терминология. Невозможно читать «Зенитку» без смеха, без улыбки.
Итак, после прочтения улыбок Остапа Вишни у меня возникает чувство гордости, что в нашей литературе есть такой писатель, произведения которого вызывают доброжелательный смех, заставляют задуматься над теми или другими проблемами, помогают воспринимать серьезное в жизни с улыбкой.
Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко) был рьяным охотником и рыбаком, но на охоту он собирался со странным девизом: пусть живут зайцы! Павел Михайлович, пройдя десятилетнюю ссылку, отправлялся на охоту с единственной целью — полюбоваться густыми лесами, зелеными лугами, душистыми сенокосами, бездонно-спокойными озерами, сиреневыми закатами, серебристыми ночными росами, нежно-розовыми рассветами. Свое высочайшее восхищение красотой природы «поэт охоты» передает в «открытии охоты» и других юморесках. Эти маленькие шедевры поражают органическим слиянием двух граней характера писателя — юмориста и лирика.
В «Охотничьих улыбках» Остап Вишня любовно создает высокохудожественные картины родной природы, выражает искреннее восхищение ею, раскрывает ее могущество и красоту. Вспомните прекрасное лирическое отступление в юмореске «Заяц». Каждое дерево у Остапа Вишни одухотворенно, облечено чертам и чувствами живого человека. Выхваченные из природы картины Остапа Вишни буквально «пахнут». Задушевный лиризм пейзажам предоставляют вмонтированные в художественную ткань фрагменты из народных песен.
Вот запись из дневника Остапа Вишни за 23 декабря 1951 г.: «Были на охоте, не убили и не застрелили никого. Для меня это — типичное явление. Когда я прихожу, как всегда, домой » попом «, без ничего, — все спокойны. Все: жена, дочурка, зять и даже внучек, Павлушка.
И вот однажды я приношу зайца. Факт! Целая трагедия. Как? Дед убил зайца? Не может быть! И пошло! Жена с кем-то говорит по телефону: «А вы знаете — у нас заяц!» — «Ну?» — «Факт: Павел Михайлович принес (Принес!). И вот я мучаюсь уже неделя: кто убил того зайца?
Еще запись (1952 г.): «Ездили охотиться. Это — не впервые и не в последний раз. Ничего! И как радостно, что я никого не убил! И как радостно будет, что я никого не убью. Одно только: Павлуша внук, ждет от деда зайца, а дед — без зайца, да без зайца. Перед внуком неудобно «.
Остап Вишня чрезвычайно любил природу, леса, поля, реки, очаровательные виды украинской лесостепи. С родительской заботой относился к зверям и птицам. Поэтому так нравилось ему ходить на охоту, где отдыхал душой, успокаивался от городской суеты. Особенно часто охотился вместе с Максимом Рыльским, особенно в последние годы жизни.
Остап Вишня постоянно писал улыбки об охотниках и рыбаках. В 1958 году вышло наиболее полное издание этого цикла под названием «Охотничьи улыбки». Похоже, что это была одна из его самых любимых тем. Не только потому, что сам был охотником и рыбаком. В таких улыбках не было необходимости кривить душой: показывать прогрессивный прогресс новой жизни или передавать всенародный подъем от социалистического строительства.
«Охотничьи улыбки» — явление в украинской литературе почти уникальное. Этот синтез народного анекдота и пейзажной лирика и сегодня собирает немалое количество читателей.
Что мне нравится, когда я читаю юморески Остапа Вишни