Что они читают без нас?
Детское чтение в зеркале современных социологических исследований
«Что читают нынешние Дети?» Задаю этот вопрос учителям, родителям, методистам — и слышу в ответ безоговорочное: «Да ничего они не читают!» В голосе одних — раздражение, других — привычная скука, третьих — надежда «зацепить» и продолжить разговор на волнующую тему.
Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, не может не волновать учителей-словесников. Кому, как не им, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова Картина чтения детей в сегодняшней России? Однако на самом деле мало кто из моих коллег может ответить на вопрос о том, что читают его ученики Не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь.
Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.
А между тем проблемы детского чтения не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного Сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомленности учителя в этом вопросе, Без знания им Круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя. Возьмем за аксиому, что держать ребенка только на классике, заставлять его читать только классику — значит погубить наш предмет, отучить детей читать вообще.
В этой статье речь пойдет о так называемом Свободном чтении детей и подростков, о том, что они читают Не по школьной программе, Без указующего перста учителя литературы, Без нас, Для себя. Потому что с тем, что они читают под нашим неустанным контролем, все более или менее ясно. И какие-то особые исследования здесь вряд ли нужны.
Совсем иное дело — «свободное чтение». Категория достаточно условная, невидимая, не поддающаяся прямому контролю, измерению, проверке. Поэтому стоит уточнить, что понимается под этим термином. Свободное, или Досуговое чтение , специалисты определяют как чтение в связи с личным интересом, для отдыха, развлечения
Что они читают без нас?