Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова?
Размышляя о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», я могу с уверенностью сказать: в споре победила, конечно же, жизнь. Ибо она, по сути, определяет основные человеческие ценности. Не теории, не философии, а жизнь. Теория нигилистов была теорией разрушения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. «Все?!» — поражается Павел Петрович. — «Все!» Разрушать, как известно, всегда легче, чем созидать, строить.
Евгений Базаров — новый тип передового деятеля 60-х годов XIX века — разночинца-демократа, человека дела, а не фразы. Он проповедует практицизм и материализм, отрицает искусство, поэзию, любовь. Вот его афористичные высказывания: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Конечно же, Базаров способен к практическому действию, ой приучен к труду. Базаров не созерцатель, а «деятель», однако во имя чего эта деятельность? Ведь та философия, которую он исповедует, противоречит жизни, и очень скоро Базаров это поймет — хотя бы тогда, когда вопреки своей теории о физиологической сути любви всем сердцем полюбит Анну Одинцову. В идейном споре Базаров побеждает, но в борьбе с такими человеческими свойствами, как любовь к женщине, он терпит поражение.
И глубоко символично, что Тургенев заканчивает Роман смертью главного героя — убеждения Базарова не выдержали столкновения с жизнью, и он уже сомневается в них.
Герой романа ратует за развитие естественных наук, полагая, что только это может быть благом для людей. Однако мы знаем, что научный прогресс ведет не только к достижениям, но и к великим катастрофам. Гармония жизни проявляется в единении науки и искусства, ибо наука развивает ум человеческий, а искусство — душу его.
По сути, Базаров одинок. Ведь нет никого, кто бы разделял его убеждения, верил ему, любил его. Хотя он и отрицает весь этот «романтизм», однако, возвратившись домой во второй раз, он стал «томиться тоскливою скукой» и начал искать общества.
Его теория пришла в противоречие с жизнью.
Базаров не верил в любовь, презирал влюбленных — и вдруг он обнаруживает в себе «рыцарские чувства», которые считал «чем-то вроде уродства или болезни». Любовь опровергла его нигилизм.
Я думаю, что нигилизм Базарова бесплоден. Отрицать ведь тоже надо во имя чего-то. Вынося приговор разного рода разрушительным теориям, Тургенев говорит нам: жизнь вечна, она не подчиняется отвлеченным теориям, в ней торжествуют глубоко человеческие начала.
Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова?