Что смотреть со школьниками в театрах?
В столице много разных театров с весьма обширным репертуаром. Есть театры академические, государственные, муниципальные, частные. И ставят они все, что только можно себе вообразить, — от античной трагедии и русской церковной драмы до самого ультрасовременного пост-постмодерна. Но ни для кого не секрет, что сейчас театральная Москва переживает глубочайший кризис. Театры, давно ставшие легендой, утратили свежесть и энергию периода их расцвета, но, к сожалению, это не всегда значит — обрели глубину и мощь зрелости.
Однако мы все по старой памяти ведем туда наших детей. Дети ничего не знают про легенду: «В этой сказке Станиславский и Сулержицкий впервые сумели преодолеть тяжесть мира вещей и декораций и создать особую поэтическую реальность» или «Тут розовские Мальчики впервые заговорили о чистоте и достоинстве юности». Дети видят только то, что происходит перед их глазами здесь и сейчас.
А «здесь и сейчас» зачастую невыносимо скучно: усталые актеры выполняют неизбежную повинность, старые декорации обветшали до неопрятности, а новые актеры, режиссеры и художники, увы, работают в святом когда-то месте так же безвкусно и бездарно, как в дешевых сериалах.
Поэтому первый и, пожалуй, главный совет: выбирая спектакль, на который вы хотите пригласить своих учеников, не доверяйте безоглядно громкому имени театра. Для начала лучше узнать, а что там на самом деле происходит сегодня и как живут в театре отдельные, конкретные спектакли. Стоит обратить внимание на то, кто режиссер спектакля, кто Художник, что за актеры в нем играют.
Может быть, это покажется вам странным, но, выбирая спектакль для первого похода, лучше выбрать театр, где много молодых актеров и нет откровенно «медийных» лиц. А может быть, еще лучше, если это студенческие спектакли театральных вузов или даже спектакли репертуарных театров, где играют дети. Почему так? Да очень просто — для неопытного зрителя важны прежде всего заразительность театра, мощь энергетической отдачи, ощущение целостности театральной команды. Важно, чтобы не было штампа ожидания, всегда накладывающегося на общение с телезвездами.
Не менее важно ощущение родственности молодых молодым. И немалое значение имеет камерность театрального пространства, которое обычно занимает «молодой» театр. В маленьком зале дети легче заражаются пафосом спектакля, легче входят в его образный мир.
Как узнать о театре? Можно просмотреть публикации. Только важно сравнить, что пишут разные издания и разные журналисты, чтобы составить свое мнение, основанное хотя бы на сравнении и интуиции. Можно посмотреть форумы и дискуссии в Интернете, познакомиться с работой многочисленных очных и виртуальных зрительских клубов. Очень правильно — поговорить со знакомыми, в том числе детьми, которые имеют обыкновение ходить в театр.
И ни в коем случае не надо доверять рекламе любого вида, особенно — рекламе распространителя билетов. Важно помнить: реклама создана для того, чтобы продать все и во что бы то ни стало. Интересы культуры и образования тут не учитываются.
Но лучше всего, преодолев ужас перед нехваткой времени, перед тем как вести класс в театр на программное произведение, самому посмотреть спектакль и подумать, что может заинтересовать в нем подростка. Это может быть особая атмосфера театра и спектакля, необычное художественное решение, неожиданный поворот темы, о чем после просмотра можно и нужно поговорить с детьми, чтобы они иначе взглянули на автора, на его творчество, открыли в себе умение превращать увиденное в объемные художественные образы, анализировать. Когда вы выбираете спектакль, может быть, самое главное — ставить вопрос так, как ставят его педагоги театральной школы на уроках актерского мастерства: «Чем удивлять будем?» Неопытного зрителя важно задеть, зацепить и потом помочь ему совершить радостное открытие: «Я сам почувствовал, додумался, сделал для себя творческое открытие! Я могу вступить в глубокий диалог с драматургом, режиссером, театром!»
Даже если вдруг вы попали на спектакль, который вас или детей не порадовал, — не пугайтесь. Поговорите с учениками об увиденном: пусть они сами расскажут, что, по их мнению, было скучно и неинтересно, а что задело и понравилось. Не спешите высказывать свои суждения.
Направьте все свои усилия на то, чтобы раскрутить детей на максимально полное и разнообразное обсуждение, а свое мнение и ощущение придержите до самого конца беседы. А лучше всего, если прозвучит как можно больше вопросов, и часть из них, самых острых, самых горячих, останется без ответа. Тогда, возможно, дети возьмут книгу, прочтут произведение и увидят то, чего не хватило им и вам в спектакле.
На это взрослому нужно, конечно, потратить время и силы, но это благодарный труд.
Еще один совет учителям литературы, которые из лучших побуждений каждый год добросовестно изучают театральную афишу в поисках постановок из школьной программы: не стоит вести детей на все спектакли, подходящие под программные произведения, и только на них. Если вас постигнет неудача с выбором постановки, у школьников может навсегда сложиться негативное впечатление о творчестве автора в целом. Если не можете найти достойной постановки — смело идите на хороший спектакль по любому другому произведению этого писателя.
Чем разнообразнее откроется детям мир автора, присутствие которого в программе по литературе ограничивается парой рассказов, тем лучше.
Также хорошо дать детям возможность сравнить разные спектакли по одному и тому же произведению. Например, «Карамазовы» в Театре Маяковского и спектакль «Мальчики» в «СТИ» или «Три сестры» в Мастерской П. Н. Фоменко и в Театре «Около дома Станиславского» — два разных творческих взгляда, обращение к разному зрителю и собеседнику.
Будем считать, что советы общего характера закончились. И все-таки позволим себе сказать пару слов о тех театрах, в которые мы сами стараемся чаще водить своих учеников и куда советовали бы вам повести школьников. Это театр «Мастерская П. Фоменко» и «СТИ» под руководством С. Женовача. Нам кажется, что ни один спектакль этих театров не оставит зрителя равнодушным и уж конечно, разочарованным. Есть работы, которые воспринимаются почти всеми и всегда одинаково увлеченно , есть посложнее, которые не стоит выбирать для первого просмотра .
Но всегда атмосфера здесь подлинно театральная, теплая, домашняя, режиссеры умные, интересные и тонко чувствующие автора, актеры всегда работают с полной отдачей и очень профессионально.
Разумеется, это не значит, что интересно ходить только в эти театры. Замечательных спектаклей много. И академические театры обладают замечательным репертуаром, обращенным к юным. Например, в Театре им.
Е. Вахтангова «Ежик в тумане» по сказке С. Козлова. Он идет на малой сцене, и туда можно водить детей от десяти-двенадцати лет и до самых старших. Красивая философская притча об искусстве и связи поколений каждому будет понятна по-своему. Со старшими детьми в Театр Вахтангова стоит ходить и на постановки В. Мирзоева. Его режиссура оригинальна, современна, остра.
Она оставляет яркие эмоциональные впечатления и заставляет увлеченно спорить. В МХТ им. Чехова мы советовали бы смотреть спектакли М. Брусникиной, например «Пролетный гусь» по прозе В. Астафьева. «Деревенская проза» здесь предстает свежей, живой, близкой.
В небольших и сравнительно молодых государственных и муниципальных театрах тоже есть немало интересного. В театре «Школа современной пьесы» многие спектакли заставляют по-новому взглянуть на вечные литературные сюжеты и театральные традиции. «Русское варенье» Л. Улицкой, «Чайка — настоящая оперетка» Б. Акунина и многие другие спектакли отсылают нас к творчеству Чехова. Многие современные пьесы, поставленные здесь, как бы вступают в диалог с классикой. Весьма интересный и своеобразный спектакль «А чой-то ты во фраке?». Это необычное прочтение пьесы А. П. Чехова «Предложение» — в жанре современного водевиля.
Очень живыми показались нам некоторые работы театра Марка Розовского «У Никитских ворот». «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско входят в негласную десятку лучших спектаклей Москвы, да и «Золотой тюльпан Фан-Фана» подкупает неожиданными режиссерскими решениями и мощной энергетикой актеров. Можно спорить о деталях, но ни одной минуты не будет скучно. Спектакль «Мой бедный Марат» С. Арцыбашева по пьесе А. Арбузова в театре «На Покровке» производит очень приятное впечатление теплотой лирической интонации.
Младшим школьникам будет интересно сходить в театры «Волшебная лампа» и «Тень», где в куклах специально для них рассказываются не только очаровательные сказки А. Милна и Г.-Х. Андерсена, но и непростые сюжеты Пушкина и Шекспира.
Но есть в Москве и совершенно особый род театров — муниципальные театры, где играют дети. Как младших, так и старших школьников, скорее всего, заинтересуют театры «На набережной» Ф. Сухова, «Я сам артист» Д. Калинина, спектакли и творческие вечера школы № 686 «Класс-Центр» С. Казарновского. Эти коллективы играют регулярно, и в их репертуаре такие разные писатели, как Я. Корчак, Х. Кортасар, Б. Лавренев, А. Пушкин, Т. Янсон, современные драматурги.
А ведь еще есть детские фестивали, куда приезжает множество детских театральных коллективов со всей России и даже со всего мира.
Как мы видим, нет единого рецепта. Нельзя точно назвать, какие спектакли нужно смотреть, а какие обойти вниманием. В любой постановке, как мы уже говорили, чуткий зритель найдет для себя что-то полезное, откроет новое — будь то неожиданная трактовка образа или же музыкальное оформление спектакля.
Важен не только спектакль, но и то, как мы готовимся к встрече с ним и как организуем последействие. Если мы отправляемся в театр открытые к диалогу и умеем продолжить его после просмотра, даже самое печальное зрелище окажется полезным. Не стоит и настраивать детей на встречу с шедевром, как не стоит подогревать слишком критическое настроение. Театр работал над спектаклем, следовательно, хотел что-то сказать, хотел чем-то поделиться.
В искусстве не гарантированы удачи. Но разгадывать замысел и соотносить его с воплощением всегда интересно. Это, на наш взгляд, самая верная установка на восприятие.
Может, на весьма скромном спектакле какая-то декорация создаст точную атмосферу, расскажет больше, чем актеры на сцене, скучно произносящие свой текст по очереди.
Мы вовсе не призываем смотреть все подряд и довольствоваться каждой «семейной радостью» разных театральных коллективов. Но вполне можно развить вкус, некое чутье, позволяющее определить, где искусство, а где мертвая форма, оставляющая сожаление о потраченном времени и дурное послевкусие. Это чутье необходимо развивать у школьников. Научившись отделять зерна от плевел, они начнут ориентироваться в художественном пространстве.
И тогда поход в театр на программное произведение станет не скучнейшим принудительным мероприятием, а поводом к собственному творческому поиску.
В рамках статьи невозможно исчерпать все повороты заявленной темы. Но большую помощь в решении проблемы может оказать клуб «Дети — Театр — Образование». Он создан кафедрой эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования и Лабораторией интерактивных театральных проектов на базе Центра образования № 1409 и начал свою работу в сентябре этого года.
Клуб создан специально для того, чтобы школьные учителя, педагоги детских театральных коллективов со своими воспитанниками, да и все, кому интересен театр, и дети могли общаться, обмениваться опытом, встречаться с мастерами русской театральной школы и детской театральной педагогики. В расписании работы клуба — мастер-классы по драматургии, визуальному и музыкальному оформлению спектакля, «Литературные гостиные», мероприятия под забавным названием «Тигры» , что расшифровывается как театральные игры.
Важно, что театр — это больше, чем просто зрелище, это способ познания мира. Для того чтобы этот процесс познания был интересным и увлекательным, необходимо воспитание зрительской культуры. Клуб «Дети — Театр — Образование» позволяет не только прикоснуться к искусству театра, но на собственном опыте прочувствовать, понять, какой это огромный, сложный, но все же очень привлекательный мир.
Благодаря таким встречам можно проследить весь путь создания спектакля, начиная с написания пьесы или инсценировки и заканчивая выпуском постановки.
Кроме того, в программе клуба — показ спектаклей детских театральных коллективов, студенческих работ, спектаклей профессиональных театров, играющих для детей . После показов непременно следуют обсуждения как с профессиональной критикой, так и со зрителями по методике «безоценочного интервью». Это обсуждение увиденного, которое позволяет детям и учителям осознать пережитые впечатления и сформировать свою точку зрения.
После такой беседы никто из участников уже не сможет свести увиденное к маловыразительной оценке «понравилось — не понравилось».
Посещение клуба, открытого как для взрослых, так и для детей, поможет сформировать чуткого зрителя, читателя, творческого ученика. Ведь познав таинства театрального искусства, прочувствовав «на своей шкуре» все прелести и все круги ада этого ремесла, можно прийти к тонкому его пониманию.
Приходите, смотрите. Но, пожалуйста, не забывайте выключать во время просмотра свои мобильные телефоны! Дети учатся зрительской культуре у нас, взрослых.
Екатерина Бурдова ; Ирина Сергеевна Есина, Педагог кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, педагог по сценической речи московской школы № 123.
Что смотреть со школьниками в театрах?