Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)
Что такое искусство? Может оно приносить пользу или в нем нет никакой пользы? Что такое символ в искусстве? Такие вопросы волновали людей всегда. А особенно актуальными они стали на границе XIX и XX столетий. В это время, особенно в русской культуре, был всплеск поэтической волны. На небосклоне засияли звезды Брюсова, Блока, Хлебникова, Соловьева, Гумилева, Пастернака, Ахматовой. Большое количество разных поэтических школ, группировок, направлений была созданная именно в то время. Казалось, каждый поэт знает ответ на «вечные» вопросы, а если не знает, то хочет докопаться к сути и уверенный, что именно он сможет провозгласить истину. Александр Блок принадлежал к «младшим» символистам. Он начинал создавать под влиянием известных русских поэтов и философов: Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба.
Символисты были уверены, что истоки символизма следует искать в глубине времен, в античном мире, у Платона, так как символизм — не столько литературная вещь, сколько универсальная неисчерпаемая система миропонимания. Символисты понимали, что вечные тайны существовали всегда и человечество едва ли сможет их разгадать когда-нибудь. Именно здесь скрыта загадка основного расположения духа символизма — трагичность. Мир есть непознанное, неразгаданное, поэтому возникает трагическое ощущение, людей захватывают апокалипсические мысли и расположения духа. Граница XIX и XX столетий — это время, когда происходило много войн, революций, человек ощущал себя небольшим насекомым в мире исторических событий эпохального масштаба. Символисты обращали внимание на эти особенности развития человечества, они были очень чувствительны к в своему времени. В искусстве отражается ощущение кризиса, близкой смерти, как вот у Блока:
Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар — впереди.
Анна Ахматова назвала Александра Блока «трагическим тенором пор». Блок внутренне ощущал изменения, которые витают над миром, над его государством, над ним самым. Поэт ищет свой идеал, стремится найти смысл жизни. В своем первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) Блок показывает реальный мир, который погряз во зле, но его можно спасти, если обратиться к прекрасному. Мировая Душа не покинет людей, она всегда с ними, дает возможность оправиться, бросает спасательный канат, с помощью которого люди могут спастись — это символы гармонии и красоты.
Если люди перестанут создавать зло, убийства, увидят красоту и гармонию вокруг себя, обратятся к Вечной Душе, к Вечной Женственности — они спасут свою собственную душу и душу всего мира. Блок был убежден в этом всегда, и хотя были разные периоды в его творчестве, но главный стрежень сопровождал его до конца жизни — это Вечная Женщина, Дева, Заря.
Духовное начало должно быть в каждом человеке — только тогда возможно человеческое спасение в мировом масштабе. (Здесь Блок перекликается с Достоевским, которого глубоко уважает, так как для него, как для младшего символиста не Платон, а Достоевский является предтечей современной национальной литературы). Александр Блок — мечтатель, поэтому ему нелегко было в реальной жизни. Он идеализировал свою любимую женщину — Любовь Менделееву, и старался не замечать ее недостатков. На протяжении трех лет он ничего и никого не замечал вокруг себя — весь мир для него сосредоточился в одном оскорблении — оскорблению Прекрасной Дамы, Вечной Девы. Блок стремится достичь высочайшего идеала. Он и революцию воспринимает идеализировано — как обновление, путь к лучшему будущему; в нем живет надежда на превращение людей в идеальных типов, которые возродят человечество для прекрасной совершенной жизни. Движение символистов возникает как протест против обмеления поэтического слова, против обедненности поэзии. Представители символизма говорили о том, что направление это должно быть не только литературным, но и жизненным.
Т. е., поэты старались сделать своеобразный сплав жизни и творчества, «найти философский камень искусства». Но, как сказал В. Ходасевич, «формулу не удалось открыть». Символ — это по сути то, что можно ощутить интуитивно, это веяние легенького ветерка, который идет к нам из закрытых параллельных миров. Кто-то это может ощутить, увидеть, описать, а кто-то — нет. Символисты были убеждены, что истина скрыта в том, чтобы жить не умом, а ощущениями, так как именно они дают подсказку на все главные вопросы. Лирический герой Блока живет в выдуманной им стране, он видит удивительные сны, светлых ангелов, он хочет верить в гармонию жизни. От Волшебной Дамы поэт постепенно переходит к Незнакомке. Лирический герой понимает, что он сам и его идеал живуь среди грязи, среди канав, среди «пьяниц с глазами кроликов», но все-таки идеал есть! Глухая душа, замкнутость, трагическое ощущение того, что счастье прошло — такие впечатления от лирического героя Блока. Он страдает, и страдает вместе с ним каждый, кто читает его стихи.
Думаю, что трагизм жизни лежит на дне души у каждого человека, хотя не все об этом говорят. Поэтому поэзия Блока трогает, принуждает подумать над вечным, прекрасным, трагическим. Это философские вещи. Непростые. Но без надежды на лучше жить нельзя, и потому Блок в одном со своих стихов утверждает идею не смерти, а жизни:
«И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя».
Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)