Что такое научно-художественная литература
Активно развивается в последние десятилетия научно-художественная литература. Ее роль в развитии дошкольников чрезвычайно велика: она не только дает ребенку знания, которые он сможет применить на практике, но и служит средством эмоционального воздействия на его разум и чувства. К современным научно-художественным произведениям для детей предъявляются не менее серьезные требования, чем к научно-художественным книгам для взрослых. Они должны быть основаны на материалистическом мировоззрении, отражать современный уровень науки и техники, давать точные знания. Поэтому все чаще к созданию научно-художественных произведений обращаются не только талантливые писатели, но и ученые. Среди удачных книг этого жанра, гармонично сочетающих принципы научности и художественности, произведения таких писателей, как Г. Скребицкий, Ю. Вебер, Ю. Дмитриев, Э, III им, и таких ученых, как С. Сахарно в, Е. Федоров, К. Фиалков.
Научно-художественная литература учит юного читателя самостоятельно мыслить, рассматривать явления в их последовательности, развивает диалектическое мышление, помогает находить верные ответы на возникающие вопросы. Кроме того, она помогает развивать природные склонности, выбрать профессию. Лучшие произведения научно-художественной литературы могут быть использованы для увлекательного, живого разговора с дошкольниками. Советские писатели нашли много способов, которые помогают доступно рассказывать ребенку о самых сложных проблемах науки и техники. Конечно, познавательные книги для дошкольников имеют свои особенности. Написанные простым, понятным ребенку языком, научно-художественные книги должны учитывать уровень его знаний и представлений. В сегодняшней детской научно-художественной литературе одно из первых мест занимают книги о природе, особенно для дошкольников и младших школьников. Поэтому в пособии рассматриваются прежде всего произведения, созданные для этого возраста.
Детям необходим большой разговор о природе. Глубоко научный и в то же время искренний и веселый. В этой теме заключается масса возможностей для воспитания важнейших нравственных качеств и добрых эмоций, для практической деятельности и для размышления. Творчество современных детских писателей, разрабатывающих тему природы, охраны ее, многообразно и многожанрово они создают документальные повести и сюжетные рассказы, охотничьи были и очерки натуралистов, занимательные сказки и путевые дневники. К числу книг, в которых поставлена актуальная и неувядающая проблема взаимосвязи природы с нравственным воспитанием юного поколения, относятся: «Удивительные маленькие истории» Н. Тихонова, «Рассказы о таежном докторе» В. Коржикова и многие другие.
Обширна география произведений О природе: события в них развертываются в дачных местах Подмосковья и в таежных лесах Дальнего Востока, на берегах реки Камы и Тихого океана, в Усманском бору Воронежского заповедника и в ледяных пустынях Антарктиды. В центре внимания писателей самые разные обитатели земли, воды и воздуха — от хорошо знакомых детям кошек, собак, воробьев, ворон, стрекоз, ос, дождевых червей до редкостных, а то и диковинных: слонов, лосей, джейранов, бобров, осьминогов, кальмаров, питонов… В повести Е. Суровой «Бобруська» правдиво и убедительно рассказывается о бобренке, отбившемся от дома и попавшем к людям. Творческая задача писателя, повествующего о природе, сложна и благородна — помочь детям почувствовать вековую мудрость природы, пробудить в них талант сопереживания с живущими рядом существами. Иными словами, писатель должен стремиться научить человека стать человечнее.
Чувством любви к земле, к животным проникается маленькая Таня из повести С. Иванова «Хлеб и снег». Городская девочка, впервые оказавшаяся в деревне, она поняла простую и важную истину, что там можно заботиться о каждом животном, если оно не дикое, что там все настоящее. В рассказе В. Баныкина «Хромой жук» мальчик Артемка сначала хотел убить жука, которого испугался, а потом, увидев, что он хромой, помог ему улететь. Был страх, но преодоление его сделало мальчика добрее. В суровый и мужественный мир ведут своих героев Н. Сладков, Г. Снегирев, С. Сахарнов. В суровый, но не жестокий. Природа в их изображении одушевлена. «Ранним утром бродят по пескам жуки в полосатых пижамах. Вид у них деловой и занятой. Спешат они закусить опавшими лепестками и вялыми листиками»,- читаем мы в книге «Жизнь на песке». Писатель знакомит ребят с полем, лесом, озером, лесной опушкой. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в самом обычном.
Книги Н. Сладкова — это книги встреч, знакомств, открытий. Традиционно-фантастической шапкой-невидимкой у него оказывается палатка, в которой можно незаметно наблюдать жизнь леса во всей полноте и естественности ее проявлений. Так же обновлены понятия «скатерть-самобранка», «пенек-оборотень»: «Есть в лесу такие пеньки; с виду пенек пеньком, коряжка ко-ряжкой, а повернешь его так и сяк — он и обернется к тебе то скамейкой, то креслицем» . Так пробуждает Н. Сладков активность детского разума, учит, не поучая и не пугая лесными страхами. Он порою сам указывает на непрочность, относительность границы между реальным и фантастическим. Так, в книге «Силуэты на облаках» (глава «Лесные тайнички») рассказчик ищет сову-сплюшку, и ему на помощь приходит серая змейка: «Змейка подразнила меня язычком да юрк в траву! И вдруг, как в сказке, открылись передо мной лесные тайнички» 4. Дальше начинается калейдоскоп необычного: мелькают норки синеголовой ящерицы, мыши-полевки, сони-полчки, и наконец в общем переполохе из дупла выскакивает, словно маленький дупляной чертик, сплюшка. Но в этом балансировании на грани сказочного и реального Н. Сладков никогда не забывает о достоверности повадок, привычек, образа жизни и даже характера своих лесных героев; образно, афористично, обыгрывая пословицы, используя звукопись, рассказывает он о них. У Н. Сладкова «кузнечики-кузнецы куют-звенят в веселые молоточки», еж — «этакий нелюдимый лесной колобок», ящерица — «сказочная малахитовая красавица». Писатель, часто идя от устного народного творчества, находит нужные слова для обновления старых фольклорных ситуаций. Приемы обрисовки характеров лесных обитателей у Н. Сладкова разнообразны. Иногда встречаются прямые характеристики: «Чекан — это луговая птичка. Птичка как птичка, вострый носок, быстрый глазок, белая бровка» («Чеканчик»).
Сладков показывает, как увеличивалось это расстояние. II наконец, оно выросло до того, что животные не подпускают к себе человека ближе чем на выстрел. Человек теперь тянется N животным: устраивает зоопарки, держит животных дома. Но и клетке зверь не такой, как на воле. А в лесу либо шарахается ОТ человека, либо прячется потихоньку, так, что не догадаешься о присутствии зверя, пока не станешь сам невидимым.
Что такое научно-художественная литература