Что услышал А. Блок в «музыке революции»?
Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Музыка — это стройное звучание отдельных нот, и Блок услышал ее в событиях 1917 года.
Каков же лад этой музыки — мажорный или минорный? Все происходящее читатель видит глазами двенадцати большевиков, проходящих по городу, в котором царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого беспорядка. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы ни пришли.
Мир, само Бытие рушится, и символ этого всеобщего разрушения — ветер: Ветер, ветер — На всем божьем свете! Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал — пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». В центре поэмы — «частная» судьба Петрухи, попавшего в катаклизм истории. Он оказался в положении личности, вынужденной объединить в себе интересы общие и личные.
Без перерождения красногвардейцев не может победить революция. Но и человек не может найти себя без участия в борьбе со старым миром. В Петьке, как и в остальных красногвардейцах, поэт подчеркивает разбойное начало: «бубновый туз» — знак каторжника.
Переплавка Петьке необходима, но сложна. Герой переживает серьезные испытания. Возлюбленная Петьки, девушка Катька «Мертва, мертва! // Простреленная голова!» Эта героиня гибнет.
Неважно, кто она, главное, что это — женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное к перерождению. Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэт изображает глубокую боль Петрухи. Личное и общественное приходят к болезненному столкновению. Для Блока преодоление этого — залог успеха нового мира.
Сначала рождается реакция страшной мести: Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку… Жажда мести пока владеет и всеми красногвардейцами. Поэтому революционный поток похож на циклон, в центре которого едва может устоять человек: Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер! На всем божьем свете! «Ветер хлесткий» — это символ революции, ее активного начала, сметающего старый мир. Ветер хлещет барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно и Рвет, мнет и косит Большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию!» В десятой главе вместо ветра изображена вьюга.
Природа — не союзник гвардейцам. Движение героев — это преодоление стихии: Разыгралась что-то вьюга. Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!
И вьюга пылит им в очи! Стена вьюги отделяет Христа от двенадцати. Герои поэмы — дети стихии, ее порождение и воплощение.
Но вьюга обернулась своей разрушительной стороной. В ней нет созидательного, преобразующего начала. Преодолевая стихию, двенадцать преодолевают самих себя. Уже не Катьке с Ванькой противостоят герои поэмы, а всему старому миру, и именно это обстоятельство оказывается решающим фактором в процессе их духовного перерождения: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
Виноват в «крови» старый мир, оказавшийся неспособным привить людям навыки гуманизма. Это реальное движение революции в истории. Ветер как революционный символ снова появляется в последней главе: Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди… …В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства и свободы; выразителем чистоты, святости и страданий во имя будущего. Блок воплотил в этом образе духовное перерождение мира и личности.
Путь истории противоречив. Поэма построена на контрастах цвета: «черное» — «белое». Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное к нему отношение. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несовместимого.
Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, обнажились противоречия. Конфликт у поэта строится на противопоставлении двух начал — светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок негодует, страшится и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг.
Поэт берет на себя смелость провести своих героев сквозь ветры и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно ни оказалось. Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью.
Что услышал А. Блок в «музыке революции»?