Что же такое литературный образ-тип?
Мы уже неоднократно встречались с понятиями «литературный тип», «типический образ». Сейчас можно уже подвести итоги. Прежде всего это правдиво нарисованный человеческий характер, созданный воображением художника и имеющий эстетическое значение. Вторая сторона нашего определения («эстетическое значение») — самая важная: воздействуя на ум и сердце читателя, литературный образ-тип заставляет почувствовать и понять поступки, психологию, характеры людей в связи с их общественной и бытовой жизнью. Художник как бы говорит нам: вот кого вы встречаете (или можете встретить) на своем жизненном пути; учитесь у них лучшему или, наоборот, воспитывайте в себе ненависть и непримиримость к порокам и недостаткам; учитесь разбираться в людях, понимать, откуда берется плохое или хорошее в человеке.
«Не говорите: вот человек с огромною душою, с пылкими страстями, с обширным умом, но ограниченный рассудком, который до такого бешенства любит свою жену, что готов удавить ее руками при малейшем подозрении в неверности — скажите проще и короче: вот Отелло! Не говорите: вот человек, который стремится делать добро, но, лишенный энергии души, не может сделать ни одного доброго дела и страдает от сознания своего бессилия — скажите: вот Гамлет! Не говорите: вот чиновник, который подл по убеждению, зловреден благонамеренно, преступен добросовестно — скажите: вот Фамусов! Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному велению души — скажите: вот Молчалин. И поверьте, нас скорее поймут все. В самом деле, Онегин, Ленский, Татьяна, Загорецкий, Репетилов, Хлестаков, Тугоуховский, Платон Михайлович Горич, княжна Мими, Пульхерия Ивановна, Афанасий Иванович, Шиллер, Писарев, Пирогов: разве все эти собственные имена теперь уже не нарицательные? И, боже мой! Как много смысла заключает в себе каждое из них!»
Из статьи В. Г. Белинского «О русских повестях и повестях Гоголя»
Созданный вымыслом художника человеческий характер представляет собой существенное явление изображаемой жизни, обобщение самых главных черт определенной группы людей. Но обобщение это выражается художником в индивидуальных чертах персонажа и неповторимых событиях его жизни. Таким образом, литературный тип представляет собою единство индивидуальных, конкретных качеств живого человека и идейного обобщения. Иными словами, типическое в литературном персонаже не существует отдельно от его индивидуальных качеств и жизненных подробностей, а как раз проявляется через них; индивидуальные черты не противоречат типическим, а создают это обобщение. Вот почему типические черты литературного персонажа можно познать лишь через его живой, индивидуальный облик.
«Дело не в изобретении новых типов,- да коренных общечеловеческих типов немного,- а в том, как у кого они выразились, как связались с окружающей их жизнью и как последняя на них отразилась». И. А. Гончаров. «Лучше поздно, чем никогда»
В драматическом произведении художественный образ раскрывается автором в действии, в разговорах (диалоге), в конфликтах (столкновениях с препятствиями, враждебными ему силами). В лирике — это лирический герой с его чувствами, рассуждениями, раздумьями о жизненных явлениях. Но наиболее полно литературный тип рисуется в эпическом произведении: в авторских оценках и описаниях, в столкновениях с другими героями или с обстоятельствами, в разговорах (диалог и монолог), в поступках.
Что же такое литературный образ-тип?