Цикл стихотворений Твардовского военных лет
Среди высоко патриотических произведений о войне особое место занимает стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом». Его полезно прочитать в классе целиком и отвести анализу больше времени. Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. «Я убит подо Ржевом» полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому никогда не дано пережить радость победы.
Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивой и реальной обстановкой боя как бы дает право герою узнать о судьбе города, который он защищал , и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига:
И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она-спасена…
Горестные строки стихотворения постоянно перемежаются с другими, выражающими надежду и веру в то, что выжившие будут достойны памяти павших за Родину воинов. Погибший воин как бы заклинает оставшихся в живых:
Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.
Важно, чтобы старшеклассники всем сердцем восприняли текст этого мужественно-скорбного рассказа о войне, который как бы перебрасывает «мостик» к патриотической и философской лирике поэта в последние годы жизни. При обзорном рассмотрении позмы «Дом у дороги» предлагается обратить внимание на благородство общественных и нравственных принципов жизни народа, на трагизм судьбы героев поэмы, на жизнеутверждающий социально-философский смысл, на ее народно-поэтическую основу.
Каков же сюжет поэмы и композиция ее? Какова история Сивцовых? Характеры ее героев — истинно народные характеры .
Обратим внимание нас на роль рефрена в поэме , на то, что рефрен ее становится лейтмотивом всего произведения, на то, что сменяется по ходу повествования настроение, передаваемое рефреном. Народный характер поэмы подчеркивается и введением в речь героев слов «краше», «не сетуй», «черед», «родимый», «озябший». Приведем высказывание поэта об этой теме: «Тема ее — война, но с иной стороны, чем в «Теркине», со стороны дома, семьи, жены и у себя солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:
Давайте, люди, никогда Об этом не забудем…».
Настойчиво повторяет поэт некоторые эпитеты, метафоры, сравнения, усиливающие драматизм поэмы: «день оглох от грома», «война бесилась спьяну», «память горя», «боль взывает к людям», «горестный дом», «горькая сторона», «глухая память», «грустная еда», » Горький день», «трудный год», «глухой, нерадостный покой», «горькая минута», «свирепый ветер» и пр.
Первая глава подготавливает читателя к трудному, горестному рассказу и восприятию страшной истории русской женщины, жизни ее семьи; она представляет собой вступление к главному в рассказе. Какое значение вкладывает автор в слово «дом»? Один из характерных ученических ответов был такой: «Думается, что в этой поэме слово «дом» многозначно.
Это и жилище, это и семья, это более широкое понятие — родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать… потому что нет ничего роднее и дороже ее». На вопрос «Какие мысли вкладывает автор в эту поэму?» читатели отвечают: «Прошла страшная война, позади горести, впереди — мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть это значит не допустить новой войны…» Объясняя значение рефрена, читатели говорят: «Звуки этого рефрена напоминают мирные звуки сенокосной поры, напоминают о труде, о мире, разрушенных войной, врагом, о стремлении людей восстановить мир».
Сам автор сравнивает поэму с плачем, песней о Родине, о страшных испытаниях, посланных войной.
Можно предложить и такие вопросы: как меняется настроение героев на протяжении поэмы, как меняется рефрен? Как вы понимаете слова автора:
Моя великая страна, У той кровавой даты Как ты была еще бедна И как уже богата!
О каком богатстве и о какой бедности идет речь? Каких героинь из известных вам произведений напоминает Анна Сивцова?- вопрос, важный для этого урока.
Наблюдения нас, направляемые учителем, помогут создать в классе психологическую ситуацию, при которой желание глубже проникнуть в текст исследовать его возможно ближе к авторскому замыслу будет максимальным. Читатели видят резко противопоставленные автором картины мирного труда и войны… Радостные и счастливые минуты сменяются горем, бедой:
Но шла, гудела, как набат, Беда по всей округе…
Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в военные годы в народе называли «он», вкладывая в это слово свое гражданское презрение:
А он уж бомбы на Москву Возил над головами… А он уж по земле ступал, Гремел неподалеку…
Прослеживая судьбу отдельных героев, хозяев дома у дороги, автор делает читателя свидетелем трагической судьбы всего народа в годы войны. Завершается поэма описанием свободного труда, снова звучит рефрен, воспевающий мирный труд, возбуждающий в героях, а заодно и в читателях надежду и веру в счастье.
Цикл стихотворений Твардовского военных лет