• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

 

Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего «меж двух революций», но упорно ищущего свой путеводительный маяк. Поэма «Двенадцать» — итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершаются революции. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуя, символа прошлого: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Против старого мира, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в организованных, сознательных солдат революции.

Основа содержания поэмы — «буря» в море жизни. Строя сюжет произведения, Блок обращается к антитезе, приему контраста. Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового.

Главная тема и главный герой поэмы — революционный народ, народ в революционную эпоху. В отличие от дореволюционных произведений А. Блока, тема решается не лирическими средствами. Блок предоставляет героям выразить себя как бы независимо от автора. В поэме звучат голоса двенадцати красногвардейцев. В поэму включены песни, частушки.

В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента , детали, дающие представление о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай выводится в поэме за свои пределы, становится основой философско-исторического обобщения. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает представления поэта о революции. Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов.

Ветер, вьюга, пурга, снежная метель — образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очистительного огня, с идеей возмездия, с вырвавшимися на простор творческими силами человека. Для понимания отношения поэта к двенадцати красногвардейцам очень важны две антитезы. Одна — сопоставление красногвардейского отряда с представителями старого мира.

Другая — противопоставление черного белому и «пса безродного» Христу. Красногвардейцы даны между двумя этими полюсами: Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе? — выходи!.. Только нищий пес голодный Ковыляет позади… Старый мир еще оказывает влияние на души людей, вступивших с ним в борьбу.

Поэтому такое место занимает в поэме личная драма Петрухи, обнаруживающая противоречия его характера. Блок стремился показать перспективу развития этого героя, выразить идею справедливости, человечности того дела, которому служат красногвардейцы. С этой целью он вводит в поэму образ Христа. Этот образ служил для Блока олицетворением морали. С его помощью Блок субъективно стремился утвердить революцию.

Этот символ, конечно, не мог передать конкретно-исторического содержания происходящих событий, он отражал серьезные противоречия в поэтическом мировосприятии Блока. Взгляд автора «Двенадцати» на революцию заставляет вспомнить и трудные пушкинские раздумья о пугачевщине, о ее горестной неизбежности и о притягивающих художника своей трагической силой и размахом фигурах, возникающих на гребне «бессмысленного и беспощадного» бунта. Говоря о новаторстве «Двенадцати», следует более подробно остановиться на поэтике произношения. Ибо «буря», которую революция произвела в «море искусства», отразилась и в стиле, и в ритмах поэмы, в той «музыке», которую Блок слышал и вокруг себя, и в себе самом. В поэме отчетливо слышна многоголосица, возникающая на историческом переломе, всколыхнувшем все слои русского общества и, прежде всего, широкие народные массы.

Отсюда и разговорные интонации, отчетливые голоса улицы. Высокое патетическое слово сталкивается здесь со сниженной речью , лексика литературная, в том числе и политическая , — с просторечием и даже вульгаризмами . Интонация ораторская, лозунговая соседствует с лирической, частушка с маршем, мещанским городским романсом, революционной и народной песней, дольник и безрифменный стих с ямбом и хореем.

Все это настолько органично объединилось в единый художественный сплав, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня Я — гений». Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять.

И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.



Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Другие сочинения по теме:

  1. Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой, Чистой, веселой и...
  2. Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать» Долгое время советские критики хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А....
  3. Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Александр Блок — автор первой советской революционной поэмы под названием «Двенадцать». За двадцать лет поэтической деятельности Блок проделал долгий и...
  4. Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду...
  5. Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок...
  6. Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей...
  7. Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в...
  8. Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об...
  9. Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля...
  10. Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» была написана в январе 18 года (начал 8-го — кончил 28 января). Блок говорил об этом времени: «…...
  11. «Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» отражает во всей полноте отношение поэта к революции 1917 года. В этом произведении в лучших традициях символизма...
  12. Символика и ее роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока «Двенадцать» вызвала широкий резонанс. Это объясняется, в том числе, многозначностью и символическим подтекстом произведения. В своей поэме...
  13. Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть...
  14. Поэма «Двенадцать» — гимн революции или осуждение «свободы без креста»? Творческая судьба Александра Блока. Революция для Блока — возможность создания новых общественных отношений. Понимание Блоком противоречивости стихийных сил революции. Осуждение...
  15. Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» Сочинения по литературе: Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали произведением, посвященным исключительно...
  16. Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути. Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. Усиление гражданских мотивов...
  17. Сочинение по поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока » Двенадцать » была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение...
  18. Тема революции в творчестве Блока и Маяковского Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой...
  19. Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать» Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы...
  20. Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» За восемьдесят с лишним лет размышлений над финалом поэмы Блока «Двенадцать» накопилось множество работ исследователей его творчества. Внести что-то новое...
« Бунт крестьян против несправедливости
Вокруг Медного всадника, или Душа Петербурга »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения