Цвет в повести А. П. Платонова «Котлован»
Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе «Чевенгур», повестях «Котлован», «Ювенильное море» и других. Но они не увидели света при жизни автора и, чудом сохранившись в рукописях, стали известны русским читателям почти через шестьдесят лет.
Замысел «Котлована» относится к осени 1929 года, а основная работа над повестью шла в первые месяцы 1930-го. Это краткий, но предельно насыщенный событиями отрезок истории России. Этими датами Платонов прямо привязывает «Котлован» к исторической ситуации «года великого перелома».
Строительство «общепролетарского дома» стало основой сюжета повести-антиутопии.
Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом, со словом как с фактом культуры и жизни человека. Разыскиваемой героем истине противостоит агрессивная бессмысленность, когда под содержание истины подводятся рожденные исторической суетой категории . Это оппозиция темы прошлого, настоящего и будущего России. Прошлое — это крестьянская Россия, настоящее — строительство «общепролетарского дома», будущее — детство и воскрешение.
Движение Вощева связывает в повести эти как бы распавшиеся пространства России.
Платонов развенчивает мечту о всеобщем счастье в «хрустальных дворцах». Проект возведения общепролетарского дома осуществлен на уровне рытья котлована. Котлован — это метафора могилы, смерти.
В финале повести единственное желание строителей — «спастись» в пропасти котлована.
В рукописи А. Платонов зачеркнул слово «конец» и дописал прямое публицистическое обращение к читателю: «Автор мог ошибиться, изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического поколения, но эта ошибка произошла лишь от излишней тревоги за нечто любимое, потеря чего равносильна разрушению не только всего прошлого, но и будущего».
С момента публикации в 1986-1988 годы повесть стала предметом активного исследования литературоведов В. Васильева, В. Чалмаева, Е. Шубиной, Н. Корниенко, Н. Малыгиной и других. Объектом литературоведческого анализа были особенности жанра, система образов, символика, стиль повести. И вместе с тем цвет и звук в «Котловане» Платонова пока еще не были предметами специального изучения.
Это и определило наш выбор темы исследования. В данном случае мы будем говорить о цвете.
В процессе исследования была составлена картотека примеров обращения А. Платонова к цветовым образам, насчитывающая 46 карточек.
Систематизация и анализ картотеки позволили нам понять взаимосвязь цветовой символики с концепцией произведения.
При анализе цвета в повести Платонова мы опирались, как на образец, на монографию С. М. Соловьева «Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского».
Функция цвета в повести «Котлован»
Картотека цветов составляет 46 карточек. Частотность обращения А. П. Платонова к отдельным цветам не одинакова.
Цвет в повести А. П. Платонова «Котлован»