Д. С. Самойлов: поэт, эссеист, драматург
Д. С. Самойлов (1920 — 1990), поэт, эссеист, драматург, литературовед, переводчик, «озорно и раскованно «играет в Пушкина», прибегая к ярким чертам стилистики великого мастера и одновременно подчеркивая разницу между собой и им. Пушкин для него — ориентир не столько поэтический… сколько человеческий, нравственный»1 . Так же, как и Пушкин, Самойлов любит осень — пору творчества:
И осень, которая вдруг началась
Прилежно…
Она мне настолько мила,
Что надо
На время оставить на время дела
Земные…
Подобно великому поэту, он восхищается красотой донны Анны — Красота дорога для него в любом проявлении, она есть жизнь, упоительная, горячая, светлая. Он упрекает Пестеля («Поэт, Пестель и Анна») в том, что он «борется с жизнью, а не живет ею»2 . Сам Д. Самойлов — поэт жизни. Он пишет о детстве («Из детства»), о матери («Мать ушла…»), о «тенях прошлого». Это поэт, отдавший дань и военной тематике:
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
(«Сороковые»)
Прошлое, далекое («Смерть Ивана») и близкое («Выезд»), становится важной темой его лирики. И здесь вновь встает в памяти пушкинское стихотворение «Телега жизни»: свой путь Самойлов также рисует как дорогу через время:
Зажигаются свечи созвездий.
Папа молод. И мать молода.
Конь горяч. И пролетка крылата.
И мы едем незнамо куда —
Все мы едем и едем куда-то.
(«Выезд»)
Это и время историческое («Помирает царь, православный царь!»), и «сороковые, роковые», и космическое, лишенное границ:
Мать ушла. И тонкий полог
Вдруг исчез.
Надо мною звездный холод
В семь небес.
Небеса бездонны эти —
Синь и жуть.
Нас, как рыбу, манит в сети
Млечный Путь.
(«Мать ушла…»)
Осмысляя свой жизненный путь поэта — дорогу сквозь пространство и время, Самойлов приходит к горькому выводу:
Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры, в походе великом.
Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.
(«Мне выпало счастье…»)
Путь поэта печален и труден, велик и прекрасен («Мне выпало счастье быть русским поэтом…»). И этим путем вечно будут идти те, кому дано слышать голос Музы:
Все, что тревожило нас, в вечности канет.
Но еще видно, как там, на перевале,
Вывесил цепкий кизил алые бусы…
«Из какого сора рождаются стихи…» — сказала когда-то А. Ахматова; «алые бусы» кизила — вот то привычное, будничное, увиденное особым взглядом, который превратил прозаическое в поэзию! Времена соединились в одном образе, созданном творцом-стихотворцем:
Вспомните, как в старину вы нам певали,
Песню запойте для нас, милые Музы!
Стилизация под фольклор («Смерть Ивана»), глагольная рифма («хромаю — ломаю — понимаю» — «Сороковые»), изменение стопности стиха («Мать ушла…»), использование риторических приемов в поэзии — вот художественные особенности лирики Д. Самойлова.
Д. С. Самойлов: поэт, эссеист, драматург