«Да святится имя твое…»
Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 — 20 веков — Бунин и Куприн. Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» — полное тому подтверждение. В этом произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению.
Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему. Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Брат же княгини вообще вычеркнул любовь из своей жизни — он не женат и не собирается жениться. Для него любовь давно перестала быть насущной потребностью. А вот сестра Веры Николаевны страдает от отсутствия любви.
Она замужем, но не любит своего мужа. Именно поэтому ходят слухи о ее многочисленных романах, однако и в них Анна Николаевна не находит счастья. Писатель показывает, как умные, образованные, красивые люди проживают свою жизнь впустую, не имея главного — любви. Эту мысль подчеркивает и описание увядающей осенней природы в начале рассказа — она постепенно впадает в спячку, как и герои рассказа. Но есть в «Гранатовом браслете» и другой взгляд на любовь.
Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда «маленьких людей». Господин «Г. С. Ж» — мелкий служащий на почте.
Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало — «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…» Но внезапно эта «серая» жизнь озарилась божественным светом — Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной — настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно.
Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь «маленького человека» Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Эта «высшая» любовь обрушилась на Желткова совсем внезапно — он случайно увидел Веру Николаевну в ложе цирка.
И в ту же минуту понял: «…я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее». Для этого героя в княгине Шеиной «как будто бы воплотилась вся красота земли…» Поначалу Желтков не знал, что ему делать со своим чувством. Сбежать, уехать в другой город? Но он отлично понимал, что не сможет убежать от своего чувства, от своего сердца.
Именно поэтому герою ничего не оставалось, как только принимать ниспосланную ему свыше любовь, и наслаждаться теми редкими вещами, которые напоминали ему о Вере Николаевне. Так, он признается княгине, что у него есть «…платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании.
Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе…» Для Желткова его чувство было божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое — гранатовый браслет.
Это не очень, в сущности, красивое украшение — семейная реликвия Желткова: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами… Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Мне кажется, что этот браслет символизирует любовь героя и сущность этого человека, в котором под непритязательной внешностью таится огромный потенциал любви.
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. Он понимает, что мешает Вере Николаевне, компрометирует ее имя в обществе, усложняет ее отношения с мужем. Кроме того, Желтков, мне кажется, решает, что самое лучшее всегда с ним и он унесет это с собой. На прощание герой оставляет княгине свое благословение — в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Вера Николаевна смогла оценить чувство нелепого «Г. С. Ж». Она поняла, что в его душе жила огромная любовь, которой Бог отметил этого человека.
Однако все окружение княгини считало Желткова сумасшедшим, чуть ли не опасным маньяком, которого следует изолировать от общества. Думаю, такое разное отношение к этому чувству связано с внутренним миром героев. В княгине Шеиной еще была жива способность любить, она еще помнила об этом свойстве человеческой души.
В этом понимании с ней был солидарен и старый генерал Амосов. А муж и брат Шеиной давно утратили способность к этому чувству, их сердца и души окончательно омертвели. Сам Куприн считал чувство Желткова истинной любовью, столь редкой в его время.
Он описал его в своем произведении, напоминая людям об этой истинной потребности души, которая помогает полнокровно жить и быть счастливым.
«Да святится имя твое…»