«Да знаете ли вы, что вы поэт?»
Уму непостижимо, сколько написал Некрасов за первые годы пребывания в Петербурге. Сочинять подражательные романтические стихи он, конечно, бросил, зато писал рассказы и повести. Нисколько не смущаясь, юноша описывал итальянскую природу, кровавые дуэли, запутанные любовные интриги.
Среди его героев можно было встретить Франческо, Джулио, дона Сорильо, различных баронов, дам из высшего общества, о переживаниях которых рассказывалось так: «Глаза ее блестели каким-то диким огнем, холоднело чело, от груди, как от раскаленного металла, веяло пламенем».
Кроме прозы Некрасов обращался и к драматургии: сочинял водевили, перевел с французского одну мелодраму . Конечно, талант настоящего писателя не мог не сказаться. В прозе у него начинают появляться и более серьезные вещи — незаконченный Роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», отчасти построенный на автобиографическом материале. Да и в драматургии не все было откровенно плохо.
И тем не менее и в нашем восприятии, и в истории русской литературы Некрасов остается не прозаиком и не драматургом, а прежде всего поэтом.
Кто знает, как сложилась бы жизнь Некрасова, если бы не его встреча с Белинским — критиком, который в 40-х гг. XIX в. объединил вокруг себя целый ряд молодых писателей, был идейным вождем направления, получившего не совсем точное название «натуральная школа».
В беседах с друзьями Некрасов признавался: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».
После встречи с Белинским у Некрасова начинается новый этап поэтического творчества: стихотворений, которые он стал писать с середины 40-х гг., ему уже не приходится стыдиться. Поддержка критика была для него чрезвычайно важна. Прослушав, например, стихотворение «В дороге», Белинский воскликнул, обращаясь к Некрасову: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?»
«Да знаете ли вы, что вы поэт?»