Далекое прошлое России в творениях Лермонтова
Лучи эновой любви отбрасываются как бы и назад и ярко отражаются в его прекрасной «Песне про царя Ивана Васильевича Грозного» . Далекое прошлое России рисуется ему уже не в фантастических очертаниях, как раньше в «Сыне вольности», а во всей прелести народной былинной простоты, и он узор за узором выводит картины тогдашнего быта. Ему открылся дух того времени, он постиг несложную, но цельную психологию тех людей.
Еще сильнее сказывается новая тенденция в отношении Лермонтова к современности.
Теперь он заинтересован в вопросах земли; он выстрадал право предъявлять к человеческой личности свои высокие требования. От того так мощно звучат те укоры, которые он посылает своему поколению, и, прежде всего людям определенного круга. Главным сатириком является он уже в стихотворении: «На смерть Пушкина «, в обращении «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов», «свободы, гения и славы палачам».
Он хорошо знает этот «свет завистливый и душный», он изучал его, скрывая свои думы под непроницаемой маской. Тонким и чутким наблюдателем жизни сказывается он и в «Думе», и в стихотворении «Первое января»: резко и выпукло набросаны им черты общества той эпохи, расслабленного и обезволенного — те самые черты, которые одновременно рисуются в широких рамках бытового романа: в «Герое нашего времени».
Далекое прошлое России в творениях Лермонтова