День учителя литературы в Республике Калмыкия
Не за горами новый, уже четвертый Педагогический марафон учебных предметов. Он, как обычно, должен пройти в московском Доме учителя в конце марта — апреле 2005 года. День учителя литературы назначен на 30 марта, и мы уже продумываем его программу.
А пока традиция стала укрепляться, что называется, по инициативе с мест.
Так, в Элисте 14-16 декабря минувшего года прошел Педагогический марафон, организованный Министерством образования Калмыкии и Издательским домом «Первое сентября». 2004 год был объявлен в Республике Калмыкия годом образования, и Дни учителей, на которые съехались педагоги-предметники и управленцы из разных школ степного края , стали, по общему признанию, достойным и перспективным его завершением.
Подробно о ходе этого марафона наши читатели могут узнать, обратившись к газете «Первое сентября», а мы расскажем о Дне учителя литературы, в котором приняли участие 157 словесников .
Просторный актовый зал элистинской школы № 21 был переполнен и в часы, когда главный редактор «Литературы» Г. Г. Красухин выступал с лекцией «Новые подходы к изучению романа Пушкина «Евгений Онегин» в школе», и когда заместитель главного редактора газеты С. Ф. Дмитренко проанализировал современные методики преподавания теории литературы в школе.
Затем эти сотрудники нашей газеты провели круглый стол, который быстро обрел черты оживленной и заинтересованной беседы о современном состоянии школьного литературного образования. С болью говорили собравшиеся о фактическим уничтожении литературы в школе — при том, что это едва ли не главный школьный предмет, который закладывает основу воспитания полноценного гражданина нашего отечества.
Калмыцкими словесниками поднимались самые разнообразные вопросы: и правомерность множественности школьных программ и учебников, и необходимость именно в данном состоянии образовательных стандартов по литературе. Даже нынешний стандарт по литературе, проект которого мы опубликовали в № 7/2003, можно было бы взять за основу работы, если бы… Если бы требования, в нем заложенные, хоть как-то соотносились с тем убогим количеством часов, которые ныне отводятся на литературу.
Остро обсуждалась на круглом столе проблема вытеснения выпускного Сочинения изложением или диктантом. И, разумеется, многие говорили о роли литературы в Едином государственном экзамене.
Любопытно, что эту роль, как она представлена сейчас нынешним российским Министерством образования и науки, отвергло не просто большинство, но большинство абсолютное: по инициативе собравшихся на круглом столе прошло открытое голосование, участники которого высказались почти единогласно за сохранение выпускного сочинения. Да и сторонница ЕГЭ, которой было дано слово, высказалась за свободу выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом по литературе, то есть сочинением, причем подчеркнула, что это должен быть выбор действительный, а не сводящийся к правилу «одного дня», которое право выбора уничтожает. Надо ли говорить, что сама идея тестов по литературе вызывала у собравшихся лишь желчные реплики.
В целом сложилось ощущение, что педагоги этого поволжско-каспийского края благодаря продуманной политике Министерства образования Калмыкии, все же сохраняют стойкость и полны стремления к профессиональному совершенствованию. Хотя их, как и всех российских учителей, преследуют тяжелые финансовые и бытовые проблемы .
В заключение хотим обратить самые добрые слова к педагогическому коллективу и школьникам элистинской средней школы № 21, к ее директору Тамаре Чан-Юновне Сим — гостеприимным хозяевам дома, где проходил День учителя литературы. Расположенная, как нам сказали, не в самом благополучном районе Элисты, эта обычная, не какая-нибудь элитная школа общими усилиями стала подлинно теплым домом для ребят, местом, где с воодушевлением работают учителя.
Наша сердечная признательность за неподдельный, профессиональный энтузиазм также координатору Дня — заместителю министра образования Республики Калмыкия Дмитрию Федоровичу Лапушко и, конечно, министру образования РК Бадме Катиновичу Салаеву, молодому энергичному руководителю, скромно называющему себя чиновником, управленцем и при том упорно идущему наперекор жестким ветрам безрассудного нашего времени — во имя просвещения, во имя будущего большой страны, неотъемлемой частью которой ощущает себя Калмыкия.
Мы покидали Элисту с теплыми чувствами, возникающими, когда приобретаешь новых друзей и надеешься на продолжение дружеских отношений. Не удивимся, если через некоторое время получим от словесников Калмыкии методические материалы, которые найдут свое достойное место на страницах нашей газеты.
День учителя литературы в Республике Калмыкия