Дерзновенность ленинских замыслов в «Кремлевских курантах»
Образ вождя революции получает в «Кремлевских курантах» глубокую и развернутую характеристику. Ленин — революционер и мыслитель — центральное действующее лицо пьесы. В орбиту его преобразовательной деятельности вовлечена вся Россия. Старому русскому инженеру Забелину, остро переживающему временное отторжение от живого творчества, встреча с Лениным помогает осознать свою сопричастность тому гигантскому развороту мирного созидания, который совершается в России. В пьесе раскрыто гуманистическое, нравственно-философское содержание революции.
Сцена встречи Владимира Ильича с Забелиным по праву считается кульминационной в пьесе. Дерзновенность ленинских замыслов (план электрификации России), широта взглядов, неумолимая логика в споре, неотразимое обаяние — все это потрясает старого инженера. Вернувшись домой, совершенно ошеломленный, он признается: «Убили… Забелина, сразили».
По-разному находила пути в новую действительность интеллигенция. В конечном прозрении Забелина нашла отражение судьба большей части патриотически настроенных русских людей, готовых служить своему народу.
Завершающую часть трилогии — драму «Третья, патетическая» — Погодин создает в 1958 г.
Трилогия о В. И. Ленине — высшее достижение Н. Погодина. В ней — впервые в советской драматургии — писателю удалось дать сложный в своей простоте образ вождя революции, ряд интересных характеров эпохи Октября (солдат Иван Шадрин, матрос Рыбаков, инженер Забелин и др.). Трилогия пронизана оптимизмом, высокой патетикой, верой в бессмертие ленинских идей.
О месте интеллигенции в революции, о выборе ею своего пути в условиях победившего социалистического строя, о классовой и идейной борьбе в ее рядах немало писали художники-прозаики («Города и годы», «Братья» К. Федина, «Севастополь» А. Малышкина, «Скутаревский» Л. Леонова и др.). В драме эта тема получила наиболее интересное воплощение в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, «Беспокойной старости» Л. Рахманова, «Страхе» А. Афиногенова.
Обаятелен образ русского ученого-демократа Полежаева в пьесе Л. Рахманова «Беспокойная старость» (1937). Полежаев одним из первых в России отдал свой талант служению революции. Этот исполненный внутреннего благородства человек (прообразом его был К. А. Тимирязев) не испытывает ни сомнений, ни колебаний в выборе; для Полежаева абсолютно противоестественна возможность печатать свой труд где-либо, кроме своей Родины. На склоне жизни найти в себе силы противостоять остальным ученым университета требует незаурядного гражданского мужества. Это возможно только тогда, когда человек глубоко убежден в своей правоте, в необходимости именно такого выбора.
Дерзновенность ленинских замыслов в «Кремлевских курантах»