Детские сказки Киплинга
Известнейшие произведения Киплинга — это детские сказки, которые составили два тома («Книга Джунглей», 1894-1895; «Сказки просто так», 1902). Они основываются на богатом индийском фольклоре. Так же важную роль в них играет фантазия автора. Киплинг наделяет зверей человеческими чертами, эзоповым языком повествует о том, как существуют люди в мире джунглей. Сказки наполнены экзотическими экстремальными ситуациями, держат в постоянном напряжении. «Книги джунглей» создана по мозаичному принципу. Они состоят из пятнадцати фрагментов, из которых лишь восемь связаны с историей Маугли, но и те не расположены в логической последовательности, а чередуются с рассказами о Белом Котике и маленьком мангусте Рикки-Тикки-Тави, а также другими историями.
Эти фрагменты являются самостоятельными, но образуют единый художественный мир. Основные персонажи сборника — мальчик Маугли, предводитель волчьей стаи Акело, медведь Балу, пантера Багира, мудрый питон Каа, жестокий и одинокий тигр Шерхан, его неизменный спутник, коварный и лицемерный шакал Табаки, слон Хатхи, смелый мангуст Рикки-Тикки-Тави, его враги — кобры Наг и Нагайна, настойчивый и любознательный Белый Котик, который искал наилучший остров для своих родственников. Как видим, большинство из этих персонажей — животные. В «Книгах джунглей» автор соединил поэзию и прозу. Идея каждого фрагмента представлена в форме поэтического эпиграфа, а прозаический текст раскрывает ее.
А в завершающем стихотворении идея поднимается до мифологического символа. Джунгли у Киплинга возникают как мир борьбы за существование, противостояние двух инстинктов — создания и разрушения, жизни и смерти. Мир джунглей состоит из подчиненных друг другу сообществ: семья, стая, народ. Стая всегда имеет своего предводителя, который обеспечивает порядок, а порядок является условием жизни. Общество без предводителя (как Бандерлоги) движется к самоуничтожению. Закон джунглей разрешает охоту как убийство ради жизни, но запрещает убийство ради развлечения.
Итак, в «Книгах джунглей» высказывается идея возражения хаоса и утверждение жизни. «Книга Джунглей» чем-то подобна басне, сказке и мифу. Тем не менее, это произведение не принадлежит ни к одному из этих жанров. В басне в образах зверей изображаются люди, а в «Книге Джунглей» звери, хотя и разговаривают, все равно остаются зверьми. В сказках благодаря чуду сюжет двигается от несчастья к счастью. А в «Книге Джунглей» счастье и несчастья закономерно чередуются. Рассказ построен скорее на законах природы, чем сказки.
В книге Киплинга под необычным углом зрения, показаны реальные законы природы. Вся книга подчинена правильному ритму: нарушение закона — возобновление законов. Если тигр Шерхан посягает на один из важнейших законов джунглей — не охотиться на человека, он должен быть наказан, и вскоре его побеждает человеческий детеныш Маугли. Если серые обезьяны нарушают запрет (им. нельзя вмешиваться в дела джунглей), то как наказание им является Страх — огромный питон Каа.
В «Книге джунглей» этот эпизод раскрывается в рассказе «Охота Каа», в котором Бандерлоги похищают Маугли, заметив его схожесть с обезьянами. Если люди переходят границу в отношениях с джунглями, они испытают наступление джунглей. Если дикие собаки врываются в джунгли, уничтожая все на своем пути, то они сами должны быть уничтожены. В последнем рассказе книги должен быть восстановлен закон, затронутый в первом. Выясняется, что невозможно человеку жить в джунглях. Воспевая естественную жизнь, автор все же утверждает преимущество человека как властителя природы.
Детские сказки Киплинга