Для чего нам нужны презентации
Когда без них нельзя обойтись, а когда они даже могут испортить урок?
Может ли презентация заменить учебник или это такое же дополнение к учебнику, как карта, глобус, карточки для индивидуальной работы?
Что такое презентация?
Использование презентации PowerPoint на уроке дает широкие возможности для учителя и учащихся.
Но почему же тогда столько слабых презентаций накопилось в Интернете? Возможно, из-за недостатка знаний и умений в области ИКТ. А может быть, потому, что многие неправильно понимают роль презентации в уроке?
Особенно ярко это наблюдается при использовании компьютерных презентаций. Едва освоив программу PowerPoint, учителя демонстрируют своим ученикам, чему научились. И вот на всех слайдах все прыгает, скачет, мелькают разномастные картинки, гремят, пищат, звенят звуки за кадром. Некоторые доходят до того, что сканируют страницы учебника, книги.
А если спросишь, зачем, последует ответ — детям так интереснее. Детям? А может, все же учителю, который получил новую игрушку?
Учителя очень похожи на своих учеников. И, как ребенок, получивший в подарок новую игрушку, так и учитель, испробовав новую технологию, стремится использовать ее на уроках к месту и не к месту.
Часто учитель полностью отдает свою роль на уроке презентации Выносит на экран даже то, что может сказать сам — цель урока, задания для учащихся, приветствие и прощание с учениками.
Иногда наблюдаю за ситуацией. Аттестация — тяжелый период большого внимания к учителю. Педагог должен показать свои победы на ниве образовательной деятельности. Что греха таить, первое требование — современные «модные» технологии.
А в наше время — это информационные, компьютерные, Internet — технологии и т. п. Учитель, совсем недавно освоивший компьютер, буквально привязан к нему, а не к детям: а вдруг что-то не сработает? Вы думаете, что Дети этого не понимают и не чувствуют? Ошибаетесь…
Поэтому, не овладев техникой на достаточном уровне — не стоит рисковать уважением детей и коллег. Наверняка, у Вас достаточно в Вашей «методической копилке» других вариантов, способов и методов, способных удивить и заинтересовать окружающих. Трудно, конечно, спорить с требованиями администрации.
На одном из порталов наблюдала ситуацию брежневских времен: очередь на публикацию материалов. В разделе география — полдесятка работ, а в очереди на публикацию и доработку — десятки. Зарегистрировалась и закачала свою презентацию, которая пользовалась спросом на другом портале. Посыпались замечания от модераторов: и картинки не такие , и анимационные эффекты не подходят , и еще что-то не так. Поняла, что переделывать придется до бесконечности — тут дамы дорвались до возможности покомандовать в Интернете .
Если такое произойдет с Вами — не отчаивайтесь: «дорогу осилит идущий», найдется огромное количество коллег, готовых Вам помочь тактичным, дельным словом и примером.
Бывает реакция вообще чуть ли не агрессивная. Наблюдала, как пожилой, опытный учитель — филолог, буквально «разносил по косточкам» урок другого учителя, который использовал компьютеры для проведения урока по защите проектов. Причем это были проекты вводные — дети сами их делали, и впереди еще предстояла большая коррекционная и направляющая работа с ребятами.
Но, «старая гвардия» четко обозначила: дети должны думать «так», делать «это»…Мне в это время казалось, что следующей фразой будет «в связи с решением ХХХ cъезда КПСС».
Теперь о критериях презентаций. Интересное наблюдение: сделала презентации для учащихся, отставших по болезни от программы. Результат — отличный: учебник, атлас и особенно презентации помогли детям не только наверстать упущенный материал, но и пройти аттестацию. Только вот проблема: эти презентации не подходят под общепринятые критерии, потому как текста многовато, графики. Для себя же я их определила в разряд информационно — обучающих.
Теперь ни за что от них не откажусь при индивидуальной работе.
Некоторые методисты чуть ли не на калькуляторе пересчитывают количество слайдов. Однажды я разместила на трех слайдах, используя анимационные эффекты, информацию для 25 слайдов. Сделали замечание — мало слайдов.
Нельзя так буквально воспринимать рекомендации, необходимо строго придерживаться санитарных норм по размеру шрифта, возрастным особенностям восприятия, потому что это касается здоровья детей.
Одним из критериев оценки презентации является дизайн. Иногда читают целые лекции по психологии о влиянии цветовой гаммы. А если человек дальтоник?..:)
Вы исправите сами недостатки цвета. Уж если смогли скачать с Интернета — пора научиться, не то чтобы создавать, а хотя бы элементарно корректировать презентации под уровень своих учеников, своих требований. Думаю, что авторы этих презентаций не обидятся, особенно, если Вы оставите их авторство, даже после своих незначительных коррекций.
Должна же быть элементарная благодарность за бесплатное использование чужого труда. А автор через некоторое время сам поймет свои ошибки и постарается их исправить.
Почему я не на каждом уроке использую презентации: жалко времени. Но не того времени, которое уходит на создание презентации, потому что этот процесс очень увлекательный. Мне жаль терять время совместной работы в классе, непосредственного общения с детьми.
Почему же я использую презентации? Опять же жалко времени, но по другой причине. Есть вещи, которые можно показать в течение пары минут .
В этом случае желаемый результат будет достигнут быстрее, чем на традиционном уроке.
Использую презентации также и в том случае, когда необходимо создать особую атмосферу на уроке . В этом случае презентация может стать эмоциональным завершением — кульминацией урока, оставив яркий эмоциональный след в душе ребенка.
Только не стоит забывать, что презентация — не лекарство новаторства, не критерий преподавания, а один из многих вариантов проведения урока.
Все приедается, даже частые презентации, какими бы они яркими и «правильными» не были.
Не надо думать, что презентация может мотивировать бездельника к обучению, это очень редкий случай. А для успевающего ученика тут может быть два варианта: либо повышенная мотивация, заинтересованность, либо он перестанет думать и анализировать — на слайде и так вскоре появятся все выводы.
Что необходимо, что бы этого не случилось? Взаимодействовать! Есть Вы — учитель и он — ученик.
А презентация должна быть одним из способов Вашего взаимодействия на протяжении урока. Потому как Вы вместе достигаете целей урока, выполняете задачи, поставленные в начале урока, а не презентация это делает за Вас.
В заключение хочу перечислить принципы, которым стараюсь придерживаться:
1. Не размещаю на презентациях цели, план урока; перечень оборудования, инструкции.
2. Если фон презентации получается пестрым, стараюсь отказаться от этого слайда или изменить по возможностям и умениям.
3. На титульном слайде и итоговом — анимации нет. И не перегружать этими эффектами без необходимости и смысла.
4. С величиной шрифта отношения разные. Смотря, для чего делаю презентацию. Если для демонстрации в классе через проектор: максимум размеру шрифта, минимум слов.
Если презентация предназначена для индивидуальной работы учащегося — предпочтение отдаю количеству информации.
5. Рисунки на слайде не растягивать . На такие слайды у меня «душевная аллергия».
6. Графику для слайдов сжимать в весе, многотонные в мегабайтах презентации не все скачают.
7. Не люблю подчеркивания текста.
8. Стараюсь указать перечень источников информации, но без фанатизма. Иначе для этого перечня в некоторых случаях может потребоваться полдесятка слайдов или шрифт будет мизерный. Если человек выкладывает информацию в Интернет, то для того чтобы ее читали, ей пользовались. Кто этого не хочет — дает ключевые моменты, а саму информацию продает за деньги.
И это нормально.
9. Главное. Презентация должна иллюстрировать мой урок, помогать мне взаимодействовать с классом, мотивировать и активизировать деятельность учащихся.
Успехов Вам, дорогие коллеги!
Для чего нам нужны презентации