Для чего пишут поэты
Поэт — человек, раскрывающий перед всеми свою душу. Акутагава Рюноске. Поэтический процесс — явление широкое, сложное, неоднозначное. Русская поэзия — одна из ярчайших страниц в мировом поэтическом творчестве, подарившая миру целую плеяду поэтов — гениев: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Блока, Некрасова.
И если вдуматься, нелегкими были судьбы самых гениальных русских поэтов; трагическим оказался уход из жизни Пушкина, Лермонтова, Есенина. Они были убиты. Их погубили клевета, зависть, равнодушие… «Погиб поэт, невольник чести, Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой»,- напишет М. Ю. Лермонтов о смерти великого Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» в 1837 году.
А спустя четыре года уйдет из жизни и Лермонтов, оставив после себя огромное литературное наследие и боль в сердцах современников: ведь этому русскому поэту было всего двадцать семь лет. Трагически ушедшему из жизни поэту-барду И. Талькову принадлежат замечательные строки: Поэты не рождаются случайно: Они летят на землю с высоты, Их жизнь окружена великой тайной, Хотя они открыты и просты. Эти проникновенные слова побуждают к размышлениям: почему пишут поэты, что влечет их к творчеству?
Поэтическое слово было для них способом самовыражения, возможностью сказать о наболевшем, поделиться сокровенным, прокричать на весь мир о своей любви к России. Все большие поэты писали о Родине, России: «Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский — сильно, пламенно и нежно». , «О Русь моя, жена моя» . С. Есенин признался: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю, Живи в раю»- Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою».
Настоящие русские поэты говорили правду о властях, о социальной несправедливости и расплачивались за эту искренность: не раз оказывались в ссылке Пушкин и Лермонтов, поплатился за это жизнью Есенин… Одна из ярких страниц в литературе 20 века — поэзия Серебряного века, представленная В. Брюсовым, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Северяниным, А. Белым, Н. Гумилевым, Б. Пастернаком и другими поэтами. Серебряный век отличается многообразием течений: это акмеизм, символизм, футуризм. Так, в основу поэтики символистов лег мировоззренческий подход: видеть, слышать, чувствовать потусторонний мир в символах звуках, красках, был выдвинут принцип необязательного соответствия реальному миру. Акмеисты не без идеализации воспевали окружающий мир, отыскивали красоту в изысканных вещах, салонных залах и замках.
Зачастую они прятались в свои красивости от социальных невзгод, погружались в экзотику других стран. Так, основное для зрелого Гумилева — экзотика дальних странствий, декоративность и романтика. Футуристы объявили себя самыми радикальными новаторами. Они с пренебрежением относились к писателям-классикам, отстаивали право на «заумный язык». В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы декларировали: «Только мы — лицо нашего времени.
Рог времени трубит нам в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Толстого, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности».
Одна из самых ярких тем в творчестве русских поэтов — тема поэта и поэзии, размышления о назначении поэта. Обратимся к стихотворению «Поэт». Пушкин сравнивает поэта с пророком, который должен видеть и слышать больше, чем остальные люди; быть более чутким, наблюдательным.
Высока и почетна миссия поэта — всему внимать, вести за собой людей, учить их добру: Восстань, поэт, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! Поэтом быть нелегко: «жало мудрое змеи» вложено в уста поэта «десницею кровавой». Тяжело достаются ему восприимчивость и чуткость сердца — «угль, пылающий огнем» . Лермонтов в стихотворении «Пророк» пишет о том, что поэты нередко обречены на непонимание, даже враждебность общества.
Поэт, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден терпеть духовную слепоту толпы. Поэты приходят на землю, чтобы при помощи слова делать мир красивее, интереснее, чтобы говорить о добре, красоте, счастье, не дать замкнуться в житейских, материальных делах и проблемах. И, наверное, именно поэтому, сейчас, в эпоху прагматизма, приоритета материальных ценностей над ценностями духовными, поэзия утрачивает свое великое значение, в большем почете проза. Из современных поэтов мне очень близок поэт Г. Горланов, проникновенные строки которого о России, добре, красоте, маме, малой родине — Ахунах — не могут оставить равнодушным.
Говоря словами И. Талькова, высочайшая миссия поэта — «светить» заблудшим душам: Глаза таких таинственных посланцев Всегда открыты и верны и мечте… И в хаосе проблем их души ярко светят тем мирам, Что заблудились в темноте.
Для чего пишут поэты