• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Доклад на тему «Слово о законе и благодати»

 

Доклад на тему «Слово о законе и благодати»

Слово о законе и благодати

Слово о законе и благодати митрополита Илариона

О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского . И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.

Слово «О законе и благодати» — одно из самых ранних и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова — Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

«Речь философа» — это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира.

«Речь философа» — произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов — двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от «сотворения мира» до рождения Христа, а вторая — земную жизнь Христа.

Изложение всемирной истории в «Речи философа» и сейчас поражает своей «педагогичностью», однако «Речь» не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.

Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему «Слова» — прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.

Основной пафос «Слова» в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.

Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого — «закона» и Нового — «благодати». Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Ветхий завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно с узконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов в истории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ко второй части своего «Слова», сужая свою тему, — к описанию распространения христианства по Русской земле: «…вера бо благодатьнаа по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде…»; «Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу». Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке.

Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия: «и събысться о нас языцех реченое: открыеть господь мышцу свою святую пред всеми языкы и узрять вси конци земля спасение еже от Бога нашего» . Патриотический и полемический пафос «Слова» растет, по мере того как Иларион описывает успехи христианства среди русских.

Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени, напряжения в третьей части «Слова», посвященной прославлению Владимира I Святославича.

Если первая часть «Слова» говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть — о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов.

Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем: «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера». Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, «внук старого Игоря, сын же славного Святослава». Иларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира.

Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми концами земли.

За третьей, заключительною частью «Слова» в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Илариона.

Истинная цель «Слова» Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов — это только основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси. По выражению В. М. Истрина, это «ученый трактат в защиту Владимира».

Иларион прославляет Русь и ее «просветителя» Владимира. История Руси и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий.

Таким образом, все «Слово» Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие «Слова» Илариона. В своем роде это единственное произведение.



Доклад на тему «Слово о законе и благодати»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание «Слова о законе и благодати» Илариона О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина...
  2. «Не в законе правда, а в человеке» Анализ рассказа И. С. Шмелева «Про одну старуху» в 11-м классе Ход урока I. Вступление. И. С. Шмелев — автор...
  3. Твір роздум на тему Слово «Слово — не горобець, вилетить — не впіймаєш» — це українське прислів’я вчить всіх людей говорити з розумом, спочатку подумати,...
  4. Сочинение на тему Слово Мир рассуждение Слово «мир» имеет много значений. И оно вызывает, в основном, хорошие мысли у всех. Всем известна эта история про название...
  5. ИНОКА ФОМЫ «СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ» ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ БОРИСУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ Идея преемственности Русской землей и русским князем византийского церковного и политического наследства в связи с событиями Флорентийской унии и завоеванием...
  6. Сочинение на тему произведения «Слово о полку Игоревом» «Слово о полку Игоревом» — величайшая памятка древнерусской литературы. Из «Слова…» мы узнаем о жизни нашего народа в седую давность,...
  7. Сочинение рассуждение на тему Слово человека Каждый человек говорит определенный слова, практически все осуществляются с помощью поступков и слов «Слово слово родит, третье само бежит». Будьте...
  8. Сочинение доклад на тему: Величие Пушкина В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик,...
  9. Сочинение на тему Слово о полку Игореве рассуждение Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далекое прошлое и указывая...
  10. Сочинение на тему: раскрытие пословицы «Слово не стрела, а разит» Человеку свыше дано великое чудо — умение говорить. Наша речь — это отражение наших мыслей, поступков, взглядов, убеждений, нашего духовного...
  11. Сочинение на тему Слово делом крепи Сочинение №1 Именно русский народ смог подарить нашему миру такое огромное количество бесценных поговорок. Одной, из которых есть: «Слово делом...
  12. Для подготовки к сочинению на тему «Слово о полку Игореве» При подготовке «Слова» к изданию в 1800 году научный редактор его А. Ф. Малиновский выписал для себя все непонятное и...
  13. «Слово о полку Игореве» как эпическое произведение Эпичность «Слова» особого рода. Она соседствует с книжными элементами. Авторские рассуждения, обращения к слушателям, как и рассмотренная выше «церемониальность», —...
  14. Твір на тему: Слово про Марусю Чурай Чи існувала справді Маруся Чурай, чи це лише збірний образ, створений народною фантазією і зафіксований у працях вчених, у творах...
  15. Доклад на педраді на тему «Розвиток музичних компетентностей обдарованих дітей на уроках музичного мистецтва» Когда Дети приходят в школу, их в первую очередь учат читать, писать и считать. Без этого нельзя. Это — необходимый...
  16. Сочинение на тему Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе силы и убедительности рассуждение К сожалению, не для каждого человека выразиться просто, а главное понятно — легкая задача. Для этого необходимо много думать о...
  17. «Слово о полку Игореве» — патриотический памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было открыто ценителями русской словесности лишь в конце XVIII в. и сразу получило признание как один...
  18. Слово о погибели Русской земли СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ — отрывок не сохранившегося полностью произведения, которое было посвящено татаро-монгольскому нашествию на Русь. С. дошло...
  19. «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли История «Слова…». Список «Слова о полку Игореве» был найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст не делился на...
  20. «Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве Різне «Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве піднімається Відокремленим пам’ятником у пустелі Нашої древньої...
« Героиня романтической комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения