«ДОРОГА ЧЕСТИ» КНЯЗЯ АНДРЕЯ
«Война и мир» — это эпопея, для которой характерна широта изображаемого действия и глубина раскрытия непрерывного процесса жизни. В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей. Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей образованностью и широтой взглядов. Деятельный по натуре, он тяготится пустым, бессодержательным времяпрепровождением н болтовней светских гбстиных. Такая жизнь скучна для него. «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне», — говорит князь Андреи Пьеру.
Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была наполнена жизнь Андрея Болконского. Мечтая о военной деятельности, полезной для России, князь Андрей в 1805 году уезжает на службу в действующую армию. Его увлекает в это время судьба Наполеона, который становится кумиром князя Андрея. Но, мечтая о славе и о подвиге, он не ждет легкой карьеры и наград, он переживает, чувствует ответственность за судьбу своей Родины. Поэтому своим долгом он считает быть там, где особенно трудно. Но перед лицом смерти на поле сражения князь Андрей понял, что кумир и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся над ним «незримо высокое» небо после Аустерлица рождало мысль о вечности, и в сравнении с этим все остальное становилось ничтожным.
«Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения». И тогда даже Наполеон кажется Андрею маленьким и ничтожным в сравнении «с тем, что теперь происходило между его душой и этим высоким,»бесконечным небом», которое стало для него олицетворением истинного смысла жизни. После Аустерлица князь Андрей возвращается домой, и там его ждет смерть жены, перед которой он чувствует свою нравственную вину. Болконский переживает глубокий душевный кризис. Он безвыездно живет в деревне и, полностью разочаровавшись в действительности и не веря более в высокое назначение человека, считает, что жизнь его уже кончена.
Все это звучит в его разговоре с Пьером Безуховым, который был для него самым близким другом. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит Болконскому Пьер. И этот разговор не прошел даром. Под его влиянием начинается духовное возрождение князя Андрея. «В первый раз после Аустерлица он увидел высокое, вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».
Князь Андрей начинает активно заниматься своим имением, облегчает положение крестьян, то есть осуществляет возможные преобразования в деревне, которые так и не получились у Пьера, как бы он ни старался. Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно возрождает Болконского к жизни. Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии и понимании им природы. Въезжая в зеленую рощу, Болконский видит дуб, который один не хочет поддаться влиянию весны. Князь Андрей думает: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!» Но, возвращаясь из Отрадного, Болконский вновь видит тот же дуб с густой шапкой темной зелени, млеющий на солнце. «И на него нашло вдруг чувство беспричинной радости и обновления».
Вновь жизнь обретает для Болконского свой смысл. Он решает ехать в Петербург, чтобы принять участие в преобразованиях, которые намечались в начале царствования Александра I. Сначала ближайший помощник императора Сперанский восхищал князя Андрея, как прежде Бонапарт. Но вскоре Болконскому пришлось разочароваться и в Сперанском, и в своей работе. Он понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная государственная деятельность невозможна и неосуществима.
Любовь к жизнерадостной, поэтической Наташе Ростовой пробудила в князе Андрее мечты о возможности семейного счастья. Но и здесь его ждет разочарование: Наташа увлекается повесой Анато-лем Курагиным. И смысла жизни опять нет. «И тот бесконечный, удаленный свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превращается в низкий, определенный, добивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Князь Андрей снова едет в армию и просит Кутузова отправить его со своим полком в район военных действий. Выслушав отказ Болконского остаться при штабе, Кутузов говорит: «Жалею, ты бы мне нужен был, но ты прав. Иди с богом своей дорогой.
Я думаю, что твоя дорога — это дорога чести». И Болконский пошел дорогой чести. Как настоящий патриот, он до конца боролся за свое Отечество. И уже будучи раненным, сознавая, что умирает, князь Андрей испытал чувство всеобщей любви и всепрощения. Он прощает Наташу, и в последние дни сердце его наполнено любовью и радостью.
И тогда ему кажется, что смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа. Хотя описанные в романе события произошли в 20-х годах XIX века и книга выпущена более ста лет назад, роман не потерял своей жизненной силы. А в изображении отдельных личностей, таких, как Болконский, горестей и радостей их жизни видно много общечеловеческой волнующей правды.
«ДОРОГА ЧЕСТИ» КНЯЗЯ АНДРЕЯ