«Дорогая собака», анализ рассказа Чехова
Рассказ «Дорогая собака», написанный Чеховым в 1885 году, относится к раннему периоду творчества писателя. Середина 1880-х гг. — время расцвета Чехова как миниатюриста, автора коротких юмористических рассказов. Рассказ за подписью А. Чехонте был опубликован в ноябре 1885 года в юмористическом журнале «Осколки», с которым в это время сотрудничал писатель. Чехов включил рассказ в вышедший в 1887 году сборник «Невинные речи». В 1889 году без разрешения писателя миниатюра была перепечатана под названием «Собака» в журнале «Сверчок».
При подготовке текста для включения в собрание сочинений Чехов изменил фамилию поручика и устранил вульгаризмы и бранные слова. Кроме того, автор дополнил последнюю фразу Дубова словами «п-п-подлая», «Мерзкая собака! Отвратительная!», «помесь дворняжки со свиньей», усилив эмоциональную характерность речи раздосадованного поручика.
Сам Чехов отмечал, что рассказы, подобные «Дорогой собаке», он «пишет обыкновенно наотмашь». В рассказе преобладает яркое анекдотическое начало, а юмор весьма беззаботен.
Пережив в 1880-е гг. восторженное увлечение Гоголем, Чехов в рассказе «Дорогая собака» создает ситуацию, максимально приближенную к эпизоду «Мертвых душ». У Гоголя помещик Ноздрев поочередно предлагал Чичикову купить у него жеребца, кобылу, собак и даже шарманку. У Чехова Дубов также настойчиво и назойливо предлагает своему приятелю Кнапсу купить у него собаку. В начале диалога, подобно гоголевскому персонажу, гордившемуся «бочковатостью ребр и комкостью лап» своих щенков, поручик расхваливает поразительную стойку, нюх и внешний вид Милки: «Морда одна чего стоит!».
Чехов точно воспроизводит речевую манеру Ноздрева: Дубов так же, как и Ноздрев, преувеличивает, «льет пули». В речи поручика постоянно мелькают незаконченные фразы, восклицательные интонации сменяются вопросительными. Манера поведения Дубова напоминает гоголевского героя: чувство расположенности внезапно сменяется неприязнью, а восторженные слова — резкостями и бранью.
Пытаясь найти собственные сюжетные решения. Чехов использует шаржированное сгущение красок: Дубов так хочет продать Милку, что даже пытается выдать ее за кобеля.
Писатель использует в рассказе ступенчатую композицию, последовательно переходя от исходной ситуации к противоположному ей по содержанию финалу. Начатая содержательная тема при этом постепенно снижается и в конце рассказа снимается. Особенность композиции «Дорогой собаки» — быстрое, динамичное развертывание линейного сюжета.
Писатель одним предложением вводит читателя в суть изложения. Финал произведения контрастирует с началом рассказа: Дубов готов отдать собаку не за 200 рублей, а даром; Милка из «чистокровного английского сеттера» превращается в помесь «дворняжки со свиньей».
Новеллу отличает поразительная краткость, обусловленная требованиями юмористических журналов к объему рассказов — не более 100 строк. Краткость достигается за счет малого количества персонажей: в рассказе фигурируют два героя — поручик Дубов и его приятель Кнапс. При предельно малой форме удивительно емко и широко раскрыты характеры героев рассказа.
Рассказ написан от третьего лица, авторская речь в нем практически отсутствует. Главная роль в миниатюре принадлежит диалогу, при помощи которого в рассказе организуется передача движения. Портретная характеристика героев в рассказе отсутствует, характер героев раскрывается через речь — динамичную, имеющую разнообразные интонации, сопровождающуюся выразительной жестикуляцией.
В рассказе «Дорогая собака» Чехов использует смех, как такой способ восприятия окружающего мира, который позволяет открыть то, что невозможно увидеть в серьезном ракурсе.
«Дорогая собака», анализ рассказа Чехова