Драматургия Болдинской осени
Знаменитая Болдинская осень 1830 года — пора не выводов, но вопросов. Сентябрь — ноябрь… В жизни — полная неопределенность: в отношениях с властью — «то дождь, то солнце» , ожидаемая женитьба под вопросом , денежные обстоятельства самые незавидные .
Когда ехал — не знал, что напишется, да и напишется ли? А соседство холеры сковало все надежды. Неизбежные мысли о смерти, о недавно ушедшем из жизни дяде… «того и гляди, что к дяде Василью отправлюсь» .
Тщетные попытки выбраться из зоны карантина… Все — против. И вдруг — взрыв! «И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге…» Он с легкостью меняет жанры. Лирика, последние главы «Онегина», повести Белкина, статьи, «драматические опыты».
Неустойчивость в жизни, неустроенность душевная порождают вопрос за вопросом, и, терзаемый вопросами, он торопится ответить — творчеством. Почти каждый «ответ» — классика. Иногда — ясновиденье: в начале осени — «Бесы», в конце — «Пир во время чумы».
Бывают такие эпохи в жизни народов и государств, когда историческая «учеба» обретается не медленным движением — от первого «класса» до последнего, — но рывком: «младшие», «средние» и «старшие» классы проходятся как бы одновременно. В жизни художника бывают подобные же времена. Все, что прежде требовало долгих, кропотливых и разнообразных трудов, вдруг дается сразу. «Странные противоположные чувства волновали меня», — скажет герой пушкинского «Выстрела», который будет написан в Болдине.
Это — почти о самом себе.
Болдинские просторы. Фото Г. Д. Петрова.
9 сентября он напишет три письма. Дяде невесты, Наталии Гончаровой, — сухое, намеренно деловое. Ей самой: «я счастлив, только будучи с вами вместе». И другу: «как весело удрать от невесты, да засесть стихи писать»
Драматургия Болдинской осени