Древнегреческая лирика VII-V вв. до н. э
Историко-теоретический подход подчеркивает необходимость учитывать изменчивость содержания терминов в зависимости от эпохи и региона. Подтверждением этому является использование термина «лирика». «Лирический поэт» — понятие, введенное античными учеными из Александрии для обозначения поэтов, которые, в отличие от поэтов эпических, использовавших гекзаметр, писали свои стихи другими метрами.
Таким образом, древнегреческая лирика — это не песни, сопровождаемые игрой на лире (могли использоваться другие инструменты, например флейта или музыкальный аккомпанемент мог отсутствовать вообще), и это не род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому, как лирика понимается в наше время, а поэзия, имеющая метрическую форму, отличную от гекзаметра. По используемому метру древнегреческая лирика делилась на элегию, ямб и мелос. Однако совокупности этих форм (в дальнейшем — жанров) соответствовало общее содержание, противопоставлявшее лирику эпосу: если эпос в основном говорил о прошлом, о богах и героях, то лирика в основном повествовала о настоящем, в том числе о чувствах поэта. На этой основе впоследствии определилось новое, близкое к современному, понимание лирической поэзии.
Произведения, написанные элегейоном — элегическим дистихом (первая строка — гекзаметр, вторая — пентаметр), назывались элегиями. Каллин. Первым элегиком, имя которого дошло до нас, был Каллин (ок. VII в. до н. э. ), уроженец г. Эфеса (Иония, в Малой Азии). От него остались лишь 23 стихотворных строки.
Когда киммерийцы вторглись в Малую Азию, Каллин в своей элегии призвал юношей Эфеса защитить родину: Будете спать вы доколе? Когда мощный дух обретете, Юноши? Даже людей, окрест живущих, и тех Вы не стыдитесь средь лени безмерной? Вы мните, что в мире Жизнь провождаете? Нет!- всюду война на земле! (Перевод Г. Церетели) По этим стихам можно понять как содержание первых элегий (так называемые воинственные элегии), так и форму элегейона. Развитие жанровых разновидностей элегии связано с именами таких поэтов VII-VI вв. до н. э., как Солон (политическая элегия), Ксенофан (философская элегия), Тиртей (воинственная элегия), Мимнерм (эротическая элегия), Феогнид (дидактическая элегия) и др.
В наставлении Феогнида своему любимцу Кир-ну, где, в частности, говорится о бессмертии в памяти людей, которое дает поэзия, ученые видят один из источников той оды Горация, подражанием и развитием которой стал «Памятник» А. С. Пушкина.
Ямбическая поэзия. По преданию, Деметра после похищения ее дочери Персефоны пребывала в горе, пока ее не рассмешила непристойными шутками служанка элевсинского царя Келея Ямба. В память Ямбы во время Элевсинских мистерий, посвященных Деметре, было принято осмеивать участников процессии. Если греки так представляли себе возникновение ямба, то современная наука выводит термин из названия музыкального инструмента, которым сопровождалось исполнение ямбов (аналогично, по названию другого инструмента, истолковывается происхождение термина «элегия»). Ямбы — стихи обычно шуточного или сатирического содержания, написанные ямбом.
Это размер, в котором первый слог краткий, второй долгий (в русском варианте безударный и ударный). Существовало несколько вариантов замен кратких слогов на долгие и наоборот; обычно в строке использовались триметры — 6-стопные ямбы или диметры — 4-стопные ямбы, их чередования или сочетания с другими размерами. Аристотель говорил о близости ямба к разговорной речи.
Архилох. Архилох (середина VII в. до н. э.) — древнейший представитель ямбической поэзии. Аристотель отмечал многообразие созданных им ямбических форм, хотя, вслед за Платоном, осуждал за грубость нападок в его стихах.
Например, после ссоры с отцом своей возлюбленной Необулы Ликамбом Архилох написал довольно злой ямб: Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб, Кто разума лишил тебя? Умен ты был когда-то. Нынче ж в городе Ты служишь всем посмешищем. (Перевод В. Вересаева) Но ямбы Архилоха не обязательно связаны с насмешкой.
В них нередко появляются размышления поэта: О многозлатом Гигесе не думаю И зависти не знаю. На деяния Богов не негодую. Царств не нужно мне: Все это очень далеко от глаз моих.
{Перевод В. Вересаева) Гиппонакт. Гиппонакт (вторая половина VI в. до н. э. ) изобрел разновидность ямба — холиямб («хромой ямб», с хореическим окончанием строки), еще больше приближающий поэзию к разговорной речи.
Обращение к обыденности отмечается и в содержании его стихов: Я злу отдам усталую от мук душу, Коль не пришлешь ты мне ячменных круп меру. Молю не медлить.
Я ж из круп сварю кашу, Одно лекарство от несчастья мне: каша! Перевод Вяч. Иванова Мелика. Вокальная лирика, в которой поэзия соединялась с пением и танцем (.называлась меликой (мелосом).
Виды мелики различались по типу мелодии. Дорийский мелос. Дорийский мелос, основанный на дорийской гармонии (величественного, мужественного характера) и связанный с религиозными церемониями, представлен прежде всего поэзией его основателя Терпандра, который, по свидетельству Плутарха, четыре раза побеждал на поэтических состязаниях в Дельфах — Пифийских играх (произведения его не сохранились).
Другой поэт этого направления — Фалет. Он ввел в поэзию четырехстопные размеры — пеоны, органично сочетавшиеся с быстрыми ритмами танцев его родины Крита, которыми сопровождалось исполнение песен. Эолийский мелос. Эолийский мелос, развившийся на острове Лесбос и основанный на эолийской гармонии (веселого, уверенного, гордого, а также чувственного, нежного характера), был связан с политической жизнью и выражением личных чувств попов. Он представлен именами Алкея и Сапфо.
Древнегреческая лирика VII-V вв. до н. э