Дружба князя Андрея с Пьером Безуховым
Уже в первоначальных набросках сказано, что князь Андрей не удовлетворен семейной жизнью. Без труда был найден образ жены Болконского, «первой по красоте и богатству невесты Петербурга». Она была хорошенькая брюнетка, «оживленная и веселенькая», «одна из тех всегда улыбающихся свежих брюнеток, у которых блеск зубов и глаз затмевает все остальные подробности лица и производит одно общее впечатление веселья и привлекательности». Все черты напоминают «маленькую княгиню» окончательного текста. Сохранится и характер отношений мужа и жены: в них «заметна была не только холодность, но и недоброжелательность, которая только при посторонних отвлекалась заботами хозяина дома».
В анализируемые наброски включен важный для характера князя Андрея штрих — интерес его к «любимому» военному делу, которое юн «знал очень хорошо», и к Наполеону, которого он, «как-то странно соединяя эти два понятия, ненавидел, как врага законной монархии, и обожал, как величайшего полководца мира». В разговоре о неизбежности войны при создавшейся политической обстановке князь Андрей высказывает мысль, что «кроме науки войны, которая учит нас тому, что победа остается за тем, у кого больше пешек и кто их лучше расставит», есть еще «бог войны и есть гений, которым одарен этот необыкновенный человек».
Подробно, «видимо, по основательному изучению», князь описал «псе преимущества всего состава французской армии», говорил об «огромном полете», который составляет силу Наполеона. В заключение разговора князь высказал откровенный взгляд на Наполеона: «Нет на свете человека, которого я так бы ненавидел и которым бы так восхищался, как им»^При этих словах, которые князь Андрей произнес по-французски, «взгляд его загорелся таким ярким блеском, что видно было, что он говорил не только то, что думал, но что чувствовал всем существом».
Внешние черты и манеры князя Андрея обнаруживают аристократизм всей его фигуры. Он шел, волоча по светлому паркету синю саблю, которую, как вновь напоминает автор, этот «изнеженный человек, казалось, не мог и поднять», он шел, «позванивая маленькими серебряными шпорами на маленьких женских ножках». В следующей рукописи вырисовывается тот же портрет, настойчиво подчеркнуто отличие героя от других гостей салона. Они «надоели», ему было скучно смотреть на них и слушать их, «потому что он вперед знал все, что будет». Он поцеловал руку Анны Павловны «с таким видом, как будто готов был бог знает что дать, чтобы избавиться от этой тяжелой обязанности»; он щурясь и морщась оглядывал все общество. Из «прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело». Только при встрече с Пьером Андрея вдруг преобразилось. Такая милая, умная и ласковая улыбка явилась на нем, что жалко становилось, для чего это лицо, которое могло быть столь привлекательным, так искажалось, видимо, напущенным на себя неестественным ломанием». И в дальнейшем всякий раз при встрече с Пьером лицо князя Андрея светлеет, выдавая его подлинный характер.
Толстой колебался, как изобразить князя Андрея в общей светской беседе. Первоначально был замысел показать, что герой только слушал с своим всегдашним видом превосходства. Как будто он знал вперед все, что они скажут, и знал, что во всем этом было мало интересного», и «не находил нужным высказывать свое мнение». Не дописав фразы, Толстой, напротив, заставил князя Андрея вступить в беседу о войне и заявить свое, противоположное общему, мнение о Наполеоне первых лет его деятельности. Он называет его «величайшим полководцем», тогда как общее мнение о нем было как об «изверге рода человеческого». Тут же Толстой вернулся к первоначальному плану, и князь Андрей в гостиной не высказывает своих суждений; эта миссия перешла к Пьеру.
Князь Андрей, любуясь своим другом во время его спора с гостями, «зажег огонь» в своих глазах.
Таким и выведен князь Андрей в первой публикации первой части. Правя через три года журнальный текст, Толстой сохранил только общее определение: «весьма красивый», отметил небольшой рост и определенные сухие черты. Штрихами, рассеянными по тексту, обрисована и утонченно аристократическая внешность, а из реплик князя Андрея становится ясным, что убеждения его совершенно отличны от взглядов, парящих в придворном салоне.
Высказывания князя Андрея преждевременно раскрывали его поведение в будущем. Очевидно, поэтому Толстой исключил их, и в законченном романе князь Андрей обменялся с Пьером лишь краткими репликами о предстоящей войне. Приезд князя Андрея с беременной женой в Лысые Горы, беседы его с отцом, с княжной Марьей, прощанье с родными и, главное, волнующая последняя сцена расставания с отцом — все это не пришлось по существу переделывать. Исключены только входившие в первый вариант размышления князя Андрея перед отъездом, вызвавшие на его лице «безнадежную печаль». Он вспомнил Бонапарте, начало его карьеры и его брак с Жозефиной. Мысли эти привели его к решению «перейти во фрунт, взять отряд и тогда…» Ему представлялся уже отряд, с которым он решает участь сраженья. Ему рисовалась его дальнейшая карьера. «Я и Бонапарт» — итог его честолюбивых размышлений.
По одному из ранних вариантов начала известно, как преобразится на войне аристократ Болконский. Для этого Толстому нужно рассказать о мечтах князя Андрея, которым суждено, столкнувшись с действительностью, потерпеть крах, и автор как будто торопится скорее ввести их в произведение. Сначала они промелькнули в беседе с Пьером, теперь расширены во внутреннем монологе князя Андрея перед отъездом в армию. Наконец Толстой нашел момент, когда мечты князя Андрея об его «Тулоне, которого так долго ждал он», зазвучали своевременно.
Дружба князя Андрея с Пьером Безуховым