• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова «Душечка»

 

Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова «Душечка»

В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо богатой, поэтической, целеустремленной натуры он представляет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содержанием человека.

Такова Душечка — Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была замечательна лишь тем, что не могла жить без «любви», привязанности к кому-нибудь. О настоящей любви здесь говорить сложно, поскольку это чувство подразумевает равноправие, взаимоуважение, самоотдачу, способность поделиться собой. Оленьке нечем было делиться, пока она была одна, но лишь только рядом с ней появилялся человек, которому она казалась привлекательной, любовь захватывала «все ее существо, всю душу, разум». И Душечка, словно губка, впитывала в себя образ жизни, мысли, устремления, оценки своего избранника и, как зеркало, отражала их в мир. Не имея своего мнения, не ставя перед собой никаких целей, Оленька «растворялась» в своем очередном муже, говорила его словами, думала его мыслями.

Не размышляя о происходящем, не вдумываясь в смысл произносимых фраз, не подвергая свои поступки критической оценке, Оленька часто попадает в забавное, на мой взгляд, положение, поскольку говорит и делает совершенно противоположные вещи. Так, живя со своим первым мужем, содержателем увеселительного сада «Тиволи», Оленька всем своим знакомым говорила, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр, и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным человеком можно только в театре». Со вторым мужем, торговцем лесом, Душечка резко изменила мнение о театре, поскольку муж был домоседом: «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить… Мы люди труда, нам не до пустяков.

В театрах этих что хорошего».

Но самое главное, что вызывает не только улыбку автора, но и нашу, это то, что, пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий высказывать свое мнение, «жили они хорошо».

За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?

Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.

Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить».

Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе».

Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и подурнела» от такой одинокой жизни. Но вот рядом появляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, переживая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая. «С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».

Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось создать А. П. Чехову в этом рассказе. Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой должны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств. Писатель учит нас узнавать самих себя, действовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь лучше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».



Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова «Душечка»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Чехова «Душечка» Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие...
  2. Героиня рассказа А. П. Чехова «Душечка» Душечка Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя...
  3. Краткое изложение Душечка Антон Чехов А. П. Чехов Душечка Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукина, содержателя увеселительного сада «Тиволи», за...
  4. Краткое содержание «Душечка» Чехов Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукина, антрепренера и содержателя увеселительного сада «Тиволи», за жалобами на...
  5. Душечка краткое содержание Чехов А. П. Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора, сидела во дворе. Было жарко, но с востока надвигались темные тучи. Среди...
  6. Образ Душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова Одной из наиболее остро волновавших писателя тем, к которым он настойчиво обращался на протяжении всего своего творческого пути, была тема...
  7. Сочинение на тему: Образ душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова Одной из наиболее остро волновавших писателя тем, к которым он настойчиво обращался на протяжении всего своего творческого пути, была Сочинение...
  8. Осмеяние чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Казалось бы, что могло заставить коллежского асессора, «съежиться, сгорбиться, сузиться» при встрече с приятелем Михаилом на вокзале Николаевской железной дороги?...
  9. О рассказе «Ионыч» А. П. Чехова В этом рассказе Чехов описал крушение человека, побежденного той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он...
  10. Мастерство А. П. Чехова в рассказе «Хамелеон» Особенности построения рассказа. Умение вложить глубокий смысл в лаконичную форму. Мастерство речевой характеристики. Содержательность реплик. Лексические и интонационные особенности. ,...
  11. Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви» Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник»,...
  12. Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», которые воспринимаются как «маленькая...
  13. О рассказе «Дама с собачкой» А. П. Чехова В последний период своего творчества Чехов все чаще обращается к изображению людей, противостоящих окружающему их миру лжи и обмана. Обычно...
  14. Счастье для народа в одноименном рассказе Чехова Мечтой о счастье не для одного человека, а для всех, для всего измученного русского народа озарен рассказ «Счастье». Никто не...
  15. Сатира на общество в рассказе Чехова «Хамелеон» А. П. Чехов — великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на недосягаемую высоту...
  16. Черное и белов в рассказе Чехова «Черный монах» Повесть «Черный монах», на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также...
  17. Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова «Хамелеон» Русский писатель, в творческом заделе которого есть рассказы, повести, водевили, драмы. Чехов считается непревзойденным мастером «малого жанра». В период увлечения...
  18. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» В 1880-е годы в творчестве Чехова центральное место занимают рассказы. Рассказы у него были особенные, часто похожие на юмористические сценки....
  19. Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Тему «футлярного человека» можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще...
  20. Сочинение на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял...
« Краткое изложение Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся
«Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения