Духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
С образом Евгения Онегина связана тема «лишнего человека» в русской литературе. Пушкин первым обратил внимание современников на эту проблему. В чем же причина того, что умный, образованный Онегин не находит себе места в жизни, испытывает скуку, усталость в самом расцвете лет? Ответить на этот вопрос можно, проследив эволюцию образа в романе. Первая глава раскрывает перед нами характер и образ жизни главного героя.
Мы застаем его в карете. Автор называет Онегина «молодым повесой», цинично думающим о смерти дяди. Первая строфа показывает нравственный характер героя, дает его визитную карточку. «Без предисловий, сей же час» Пушкин знакомит нас с биографией Онегина. Как и многих дворян того времени, героя воспитывали французы-гувернеры. Они мало заботились о духовном развитии своего воспитанника, учили его «всему шутя», в отрыве от национальной культуры и традиций.
Итог такого образования: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Затем автор показывает нам светскую жизнь молодого человека, более всего преуспевшего в «науке срасти нежной». Онегин с легкостью покоряет сердца красавиц, умело используя свое обаяние и лицемерие.
Герой Пушкина — настоящий франт, одетый по последней моде, привыкший часами стоять у зеркала. Жизнь героя описана автором как непрерывное пиршество. День в разгаре, а Онегину в постель несут записочки с приглашением на вечерние балы. Затем обед, прогулки, театр, где он любил блистать. И так повторялось каждый день.
Онегин привык получать от жизни одни удовольствия. Даже любовь стала для него развлечением. Таким образом, Пушкин показывает нам мертвенность, пустоту, существования героя. Символ его жизни — потребление.
Потребляется искусство, балет, даже человеческие отношения. Неслучайно едва ли не главное место в первой главе занимает описание стола: вначале это обеденный стол, затем туалетный и, в конечном счете, стол, на котором лежит покойный дядя. Во многом Онегин живет механически. Об этом говорит такая деталь, как брегет, извещающий о театре, обеде.
Печально думать, что иногда бездушный механизм управляет жизнью человека. Возникает вопрос: в чем же смысл жизни героя? Неужели только в том, чтобы есть, пить, получать удовольствия от того, что не требует духовных усилий? Неужели таков Онегин.
Ведь о нем сложилось представление как об умном, думающем человеке. Неслучайно в первой главе автор показывает лишь образ жизни героя. Он практически лишен внутренних черт. Но Пушкин дает понять, что такая жизнь не для Онегина: Нет, рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум…
Думаю, что здесь перед нами несовпадение образа жизни героя и его личности. В этом причина «сплина», «русской хандры», скуки Онегина, охлаждения ко всему. Герой находится на грани духовной гибели. Повстречавшись с Онегиным именно в этот период, автор испытывает к нему симпатию. Он увидел в герое «мечтам невольную преданность», » неподражательную странность и резкий охлажденный ум».
Таков Онегин по своей сути. Он не погиб окончательно. Еще есть надежда на возрождение. Таким образом, роман движется во внутренний мир героя.
Пушкин пытается понять, каковы истоки поведения Онегина. Здесь важную роль играют принципы, философия, которой руководствуется герой в жизни. Это западный образ мыслей. Онегин усвоил его с детства. Неслучайно в кабинете Евгения стоит фигурка Наполеона.
С этим именем связана теория сильной личности, которой все позволено и доступно. Онегин хорошо усвоил эту теорию. Эгоизм руководит его поступками. Он понимает, что в мире все потребляется. Повсюду царит культ денег.
Герой осознает, что общество устроено дурно. Он не согласен с его законами. Поэтому и не может найти себе место в нем. Но автор будет показывать нам, что неверно само мироощущение героя.
Белинский писал, что «Онегин страдает от усвоенного им искаженного представления о жизни и назначении человека». Но впереди у него долгий путь к правде. И жизненный опыт Онегин будет приобретать через собственные ошибки. В деревне он раздражен бытовыми разговорами о сенокосе, вине, псарне и т. д. Знакомство с восторженным поэтом Ленским на время развеивает скуку героя.
И хотя по характеру они совершенно не схожи друг с другом, Онегин и Ленский стали друзьями. Думаю, что в деревне герою выпадает уникальный шанс начать новую жизнь. В этом ему бы помогла глубокая любовь Татьяны.
Ее искреннее любовное признание трогает Онегина. Но герой привык жить рассудком. Он боится открыться настоящему чувству, поэтому говорит девушке, что не достоин ее: Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я. И хотя в разговоре с Татьяной он проявил уважение, «души прямое благородство», Онегин все же поступил с ней эгоистично. Он сравнивает Татьяну с деревом: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. На именинах Ольги Онегин совершает бесславные поступки.
Он раздражен тем, что все прочат его в женихи Татьяны. Поэтому герой флиртует с Ольгой и провоцирует Ленского. Происходит дуэль. Онегин был в силах предотвратить ее, но безмерная гордость и боязнь общественного осуждения помешали сделать это. Думаю, что Онегин не понимал в тот момент всю серьезность своих поступков.
Он думал только о себе, делал все автоматически, неосознанно. «Тоска сердечных угрызений» охватила Онегина слишком поздно. Юный Ленский уже был мертв. В этот момент в душе Онегина произошел перелом. Он сознает свою вину, но ничего не может исправить. Ленского не вернуть.
Мы ожидаем, что трагическая гибель близкого друга заставит Онегина по-другому посмотреть на жизнь, изменить ее. Но ничего подобного не происходит. В восьмой главе после долгих странствий мы снова встречаемся с Онегиным на петербургском балу.
Каков же наш герой теперь? Автор говорит о нем: Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Кажется, что все осталось на своих местах. Он не обрел смысла жизни, счастья, цели.
Но все же после странствий по России в герое заметны перемены. Онегин пытается жить. Неожиданно его охватила страстная любовь к Татьяне. Он стал способен сочувствовать, сопереживать. Ему оказались близки человеческие качества.
Он по-настоящему влюбился. А любить — значит дарить себя другому человеку, быть с ним единым целым. Думаю, что в этом проявилась эволюция Онегина. В свое время эгоизм помешал ему ответить на искренние чувства Татьяны.
Теперь все мысли Онегина заняты ею. Напускная холодность героя уступила место его истинной сути. Теперь уже он пишет любовные признания Татьяне. Изменилась и сама Татьяна. Она уже давно перестала быть наивной провинциальной девушкой.
Наоборот, она стала первой красавицей Петербурга, настоящей богиней. Это и поразило Онегина. Герой не может скрыть свои чувства.
Он бледнеет, смущается перед ней, испытывает болезненное состояние, пишет любимой искреннее послание, вверяет ей свою судьбу. А Татьяна ведет себя с ним равнодушно. Долг перед мужем не позволяет ей ответить Онегину, дать ему намек на взаимность. Онегин понимает сложность ситуации. Но он не в силах заглушить в себе настоящее, глубокое чувство.
Наконец, происходит решающий разговор между героями. Татьяна делает окончательный выбор. Она остается верна мужу, долгу, несмотря на любовь к Онегину.
Онегин не ожидал этого. Он был как «громом поражен». Героя охватила буря ощущений.
Своим отказом Татьяна показала Онегину, что в жизни есть вечные ценности: верность долгу и христианским традициям. В его душе наступает смятение. Как это может отразиться на дальнейшей жизни героя?
Автор оставляет финал романа открытым, предлагает читателю самому ответить на этот вопрос. Думаю, что, скорее всего, Онегин возродится духовно. Может быть, он даже вступит в движение декабристов.
К концу романа наш герой заметно вырос в нравственном плане, прошел духовную эволюцию. Это обстоятельство дает надежду на то, что Онегин найдет свое место в жизни.
Духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»