Духовно-нравственное воспитание учащихся
Автор: Большаков Виктор Васильевич, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства «, г. Арзамас Нижегородской области.
Описание материала: Предлагаю вам статью по проблеме воспитания души учащихся средних школ, техникумов, профтехучилищ. Данный материал будет полезен преподавателям среднего и старшего звена и классным руководителям, т. к. помогает развивать у воспитанников чувство эмпатии и интерсубъективности.
Воспитание души
В процессе формирования детской души задействовано много различных моментов и средств, влияющих на нее как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Хочется поделиться мнением по поводу роли в этом действе ученической стенгазеты. Но не простой, а в стихах!
Газета эта может называться по-разному. Например, «Поэтический календарь «, «С открытой душой «, «Я к Вам пишу «, «Мы Вас не забыли… «… Главное, чтобы в ней прослеживалось доброе отношение к окружающим нас людям!
В любом классе или параллели есть Дети, которые пишут стихи или пытаются их писать, но не говорят об этом никому или очень немногим по разным причинам. Эти люди — самые главные помощники учителя в деле формирования доброй души школьных питомцев. Надо их только деликатно найти и привлечь.
Как?!
Все гениальное — просто.
Поделитесь на уроках идеей проявления щедрости на любовь к людям через поэтическую стенгазету. Предложите рубрики, разделы, определите периодичность выхода газеты… и должно будет свершиться маленькое чудо. Каждому начинающему «поэту » в душе всегда хочется быть услышанным и узнанным, а тут как раз такой случай… Можно, разумеется, предложить публиковаться под псевдонимом.
Дети пойдут. Обязательно!
Теперь о разделах и рубриках. Это полностью на ваше усмотрение. Но думается, что начинаться газета должна с информации о поэте-классике, у которого в этом месяце День рождения.
Можно даже собрать целый стационарный стенд с карманами из оргстекла, в которые периодически будете помещать произведения детей, посвященные кому-то или чему-то. Ну, например, в рубрике «Маме » ученик напишет о своей маме, а в рубрике «Люблю » , может быть, признается кому-то в своем сокровенном чувстве, в рубрике «Поздравляем » — лирическое поздравление с Днем рождения, победой в конкурсе, соревновании и т. д.
Таким образом мы разовьем у ребят чувство эмпатии — «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека «. . Через сочувствие, сопереживание, т. е. переживание собственных эмоций в связи с чувствами другого, мы сделаем душу пишущего и читающего чуточку чище. Это ли не благородное дело!!
Попробуйте! Не пожалеете!
Приложения к рубрикам.
«Маме «. «Люблю » . «Поздравляем «. «Поймите меня «. «Помним «.
УШЕЛ…
Он не был Маяковским, не был Репиным,
А просто был Владимиром он, Ревиным,
Хорошим человеком, шутником, художником
И у судьбы, наверное, заложником.
Учил детей. Не поучал. Не мало!
И вот ушел — не стало…
Душе его пусть будет оправдание,
А нам, живущим, — назидание.
Уйдем ведь все. Вопрос лишь в том, когда,
Как скоро? Почему уйдем? Куда?..
Все в жизни завершается когда-то.
Морозец по спине. И жутковато.
Но Бог нам говорит при этом:
Ночь завершается рассветом…
Спи, друг. Спят окна кабинета.
Душа твоя уж дождалась рассвета.
ОФА.
Эфемерная. Призрачно-нежная…
И душа ее тонко-розовая…
Поманила, да в дымке растаяла.
Не дождался — ушла азовская.
А какая была красивая!
Вся зовущая, вся космическая…
Эх, душа моя, плачь наивная —
Ты теперь не та — истерическая.
Хоть скажи, зачем приходила-то?
Для чего себя обозначила?
Как зовут тебя, зеленоглазая?
А в ответ, как на выдохе: » ОФА я «.
Не сложилось, не стало главным,
Но, как капли, падает где-то
И высвечивается многогранно:
Где ты, милая девушка, где ты?!
ПЧЕЛЕНОК.
Мама, Мама! Я пчела:
Вся в варенье борода,
На груди лежат полоски
И вот тут еще немножко.
Только я тебя люблю —
Никогда не уколю.
КОЛЬЦА И ЛЮБОВЬ
Вьюга. Стынут на ветру пальцы.
Любовь замерзла так, что с пальцев съезжают кольца.
Они не чувствуют их — от них устали.
Как мы ни искали любовь — не отыскали.
Согреть не смогли ее, хоть и ходили кругами.
Потеряны чувства. А кольца? Тоже потеряны нами.
Мартовский снег.
Рыхлый мартовский снег
Незаметно ловушку подстроил:
Провалился.
Ботинком холодной воды зачерпнул.
Капли — к телу. Впиваются.
Глубже. К душе подступают.
Все. Попался —
В душистой весне утонул!
В ладонях нет замков.
В ладонях нет замков —
Прикосновенья в них на ключ не замыкают.
Они, как сон, навеянный мечтой,
При «пробужденьи » исчезают.
Их так легко застенчивых спугнуть.
Не удержать их силой. Знаю.
Эх, люди, люди, ну зачем вы тут?!
Через дорогу без оглядки убегает…
ДУША ПОД КРЕСТАМИ
Кто-то верит в подвиг. Для того есть слава.
Кто-то верит в мудрость высшего бытия.
Для чего же, братцы, вывели Вас в исподнем,
Чтобы вместе с пулей Вас приняла земля?!
Захлебнулась песня, вырвавшись из тела,
Прямо на полуслове смертью оборвалась…
Затрепыхала крыльями вспугнутая птица
И унесла с собою не сказанные слова…
Распустилась черемуха ароматом пьянящим…
Вытащила из кровати звенящая тишина…
То, что у Вас было отнято вражескими автоматами,
Нам с тобой сохранила теребящая душу весна.
Вам, совершившим подвиг, отдавшим за это жизни,
Вечная память живущих, низкий поклон до земли.
Вы приняли пули, погибли во имя святой Отчизны,
Чтоб дети и внуки Ваши на подвиге проросли.
К подвигу быть готовым при повседневном ритме,
Не испугаться лавины сытости и вранья
И сохранить, что носили прадеды под крестами, —
В этом и кроется мудрость высшего бытия!
Я хочу развести костер…
Я хочу развести костер,
Чтобы он отодвинул ночь,
Чтобы верных друзей разговор
Отогнал сновидения прочь,
Чтобы под переборы струн
Лился голос, не уставая,
Чтоб, хмелея от чудных дум,
Мы кивали бы в такт, подпевая,
Чтобы так до утра пробыть,
Прошлое вспоминая,
Чистым сердцем желать любить,
На любовь уповая…
Пусть холодный свет дальних звезд,
Отражающийся в костре,
Отогревшись, отдаст тепло
Тем, кого уже нет на Земле…
Спасибо…
Спасибо тебе, вдохновение,
За легкое прикосновение.
Бездонное оцепенение
Убито сирени цветением.
И нежности пробуждение
От яблонь и вишен цветения
Так мягко заполнило душу.
Я ожил — поэзию слышу!
ВЕРНЕМСЯ.
Мы все когда-нибудь уйдем.
Вернемся. Чем?! Колючками.
Цветами.
А мы, учителя, не спорьте, прорастем
Своими верными учениками!
Духовно-нравственное воспитание учащихся