Эпические формы поэм Калидаса
Достоверных фактов о жизни Калидаса почти не сохранилось. Время его жизни определяют по-разному: от 2 ст. к н. э. к IX ст. н. э. Тем не менее, вероятно, что он жил в период господства династии Гуптив, расцвет которого приходится на конец IV — первой половины V ст. В легендах о жизни Калидаса речь идет о том, что он родился в бедной семье и за происхождением был чабаном, вступил в брак с дочерью царя (по другой версии — брахмана) и стал поэтом и мудрецом благодаря богине Калу (Парвати). Калидаса был придворным поэтом. Жил он, как думают современные исследователи, в г. Уджайни на западе нынешнего штата Мадхя-Прадеш.
Калидаса приписывают свыше 30 произведений. Однако европейские индологи довели, что ему принадлежат лишь несколько из них: две эпические поэмы — «Родословная Рагху» («Рагхуванша») и «Рождение Кумари» («Кумарасамбхава»), две лирические поэмы — » Туча-Вестник» и «Времена» года(«Ритусанхара»), три драмы — «Опознана Шакунтала» (» Абхиджняна-Шакунтала»), «Мужеством добытая Урваши» («Викрамурваши»), «Малавика и Агнимитра («Малавикагнимитра»).
Поэмы и драмы Калидаса имеют мифологическую основу, их сюжеты связаны со знаменитыми произведениями давнеиндийского эпоса: «Махабхарата», «Рамаяна», «Пурани».
Среди поэм Калидаса наилучшей считается » Туча-Вестник», сюжет которой связан из «Рамаяною». Полубог Якша был изгнан за свою вину из царства властителя Куверт у горы Рамагири. На родине Якши, в мифическом городе Алака, осталась его любимая. Туда, на юг, плывет туча, которая несет ей весть от любимого. Якша рассказывает о горе и грусти женщины, которая ждет на его возвращение, и просит тучу утешить и ободрить ее. » Туча-Вестник» содержит ряд пейзажных зарисовок и бытовых сцен из жизни мирных поселян и мещан, видное место в ней занимает описание пути, который должна пройти туча-вестник. Поэма Калидаса положила начало новому в индийской литературе жанра послания, в котором признание в чувствах связывает с конкретным описанием исторического места действия (» Ветер-Вестник» Дхои, «Послание лебедя» Госвамни, » Голубь-Вестник» Удая и т. п.). Срисование всепобеждающей силы любви является центральной темой и следующей поэмы Калидаса — «Поры года».
Поэмы «Рождение Кумари» и «Родословная Рагху» — произведения значительно большей эпической формы, т. н. «махакавья». «Рождение Кумари» является значительной мерой наследованием «Рамаяни». Об этом свидетельствуют масштабность, описания природы, эпизод «Плач Рати». Сам сюжет поэмы Калидаса позаимствовал с давнеиндийских историко-эпичных поэм «Пурани» (VI-V ст. к н. э.). В центре произведения — история любви Парвати (дочери бога Гималая) к богу Шиви. Бог любви Кама напрасно старается вызвать в сурового Шиви любовное чувство. Разгневанный Шива пламенем своего третьего глаза испепеляет Каму. Жена Камы — Рати оплакивает своего мужа. Любовь Шиви добивается сама Парвати и, наконец, склоняет Шиву к браку. Завершается поэма описанием радости влюбленных. От их брака должен родиться Кумара, бог войны, известный также как Сканда и Картикей. Считают, что поэма Калидаса осталась незаконченной и была дополнена позднее.
Поэма «Родословная Рагху» основывается на мифе о «солнечной династии» Рагху; за сюжетом она есть близкой к » Вишну-Пурани». Поэма состоит из 19 песен. В первых девяти воспевают действие четырех больших царей: Дилипи, Рагху, Аджи и Дашаратхи. В песнях 10-15 индийский поэт изображает жизнь и подвиги Рамы. Рама есть одним из воплощений бога Вишну. Богорожденный сын царя Дашаратхи, Вишна осуществляет ряд удивительных подвигов: убивает фурию Тадаку и демона Субаху, побеждает великана Джамадагинду и т. д. Оставив на земле потомков, Рама поворачивается на небо вместе со своими братьями Бхаратою, Лакшманом и Шатругхну. В песнях 16-18 речь идет о сыне Рамы Куше и следующие поколения династии. Последняя песня 19 посвящена царю Агниварни, который устранился от государственных дел и отдался развлечениям и любовным утехам.
Драматургия Калидаса объединяет собственно драматический текст с танцем, песней и музыкантом. Поэзия в ней чередуется с прозой, лирические вставки объединяются с описательными. Если боги, цари, придворные разговаривают санскритом, представители низших каст населения и женщины — пракритами, другими литературными давнеиндийскими языками.
Шедевром Калидаса есть драма «Шакунтала», написанная в жанре натеки («высокая» драма). Сюжет пьесы составляет любовь и бракосочетание царя Душ’янти и простой девушки Шакунтали, дочери нимфы Менаки и мудреца Вишвамитри. История Душ’янти и Шакунтали была известна еще с «Махабхарата», тем не менее Калидаса значительно переработал, усложнил и перетолковал ее сюжет. Он больше внимания уделяет изображению психологии своих персонажей, которые, в отличие от своих эпических предшественников, не оговаривают поучительных монологов, а выражают свои эмоции. Влюбленная Шакунтала, углубленная в свои мечты, не замечает приближения святого анахорета Дурвасаси и тем вызывает на себя его гнев. Дурвасаса накладывает на нее проклятие: царь Душ’янта забудет ее и вспомнит только тогда, когда увидит на ней перстень, подаренный им. Это проклятие, о котором Шакунтала не догадывается, составляет драматическую завязку пьесы. Царь отталкивает от себя свою любимую, и только после ряда перипетий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его перстень, он упоминает прошлое и, встретив в небе Индри Шакунталу, которая успела тем временем родить сына, объединяется с ней навеки.
Любовь, обрисованное также и в двух других драмах Калидаса «Малавика и Агнимитра», есть «легкой» комедией интриги о любви царя Агнимитри и Малавики, служанки его жены, королевы Дхарини. Ревнивая королева прячет свою красавицу-служанку от глаз мужчины, который, однако, вопреки разным ухищрениям и интригам Дхарини, а также другой королевы — Иравати, находит возможность сознаться ей в своем чувстве и услышать о взаимном чувстве к нему. В конце пьесы выясняется благородное происхождение Малавики, главное препятствие к объединению влюбленных устраняется, и все заканчивается счастливо. Драма Калидаса «Мужеством добытая Урваши» основывается на легенде о любви царя Пурараваса к небесной диве Урваши.
В своих поэтических и драматических произведениях Калидаса придерживался канонов и норм индийских теоретических трактатов. Согласно законам индийской эстетики, он подчинял композицию драматического произведения определенному чувству персонажа (любви, страха, гнева) и выстраивал свои пьесы не только на единстве действия, а и на единстве чувства. Широко применял Калидаса и известный прием дхвани — невысказанного смысла, намека; дословно: «отголосок», «отзвука». Калидаса сумел наполнить традиционные мифологические сюжеты живым содержанием. Его пьесы и поэмы воспевают высокую любовь и героизм, открывают радостный мир гармонии и ума, утверждают ценность человеческой личности.
Эпические формы поэм Калидаса