Есенинская природа
Сергей Есенин — это один из самых знаменитых певцов русской природы. Жизненный путь этого поэта был сложным и недолгим. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок!» — с грустью признавался поэт. Да, во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял своей любви к Родине. До последней минуты жизни поэт любил воистино прекрасную русскую природу. «Чувство Родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Этим огромным чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя… Вся красота родного края позже отразилась в его стихотворениях, полных любви к русской земли:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Есенинская природа представляет собой прекрасный и светлый мир. Через образы родной природы передает поэт чувство любви к Родине: «Опять передо мною голубое поле, качают лужи солнца рдяный лик». В стихотворениях Сергея Есенина природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой:
Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
Природа не просто живая — она сама человеческая душа. С какой любовью Есенин обращается к березовым чащам:
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.
Есенин заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты:
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба — старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.
Иногда, прочитав такое стихотворение, мне хочется уехать в деревню, чтобы самой почувствовать прекрасный мир природы, наблюдать «красный вечер», любоваться местным пейзажем, учиться слушать тишину. Каждая строчка есенинского стихотворения шла от души, от чистого сердца. И потому, читая его произведения, невольно представляешь себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, утреннюю зарю, вечернее небо:
Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос.
Вчитываясь в стихотворения Есенина, я поняла, что для него природа — это истинная красота и гармония мира. Его стихотворения воздействуют на нас возвышенно-просветленно:
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
От его стихотворений на душе становится просто и тепло. Они рождают в каждой человеческой душе весну:
Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное Дышит запахом меда и роз.
Сергей Есенин учит нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо, душевно:
Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы я в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Почти в каждом стихотворении Есенина присутствует человек, потому что его нельзя отделить от природы. Тема природы и человека составляет единое целое в его творчестве:
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
Я считаю, что Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Не случайно М. Горький утверждал: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печалей полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.
Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Это напоминает народную песню — заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности:
Схимник — ветер шагом острожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником. Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.
Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России.
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей «стране березового ситца».
Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца. Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее.
Есенинская природа