Еще раз о необходимости чтения
Еще раз о необходимости чтения
Упование школьных реформаторов на тотальную компьютеризацию процесса обучения в школе имеет, по крайней мере, один существенный недостаток: воспитание отвращения к процессу чтения как таковому. Отлучение учащихся от процесса чтения имеет далеко идущие последствия. Получая подавляющую часть информации из аудиовизуальных источников учащийся искусственно отлучается от культуры мышления, которая нуждается в постоянном тренинге. Работая с книгой, учащийся анализирует текст; пытается понять его смысловое наполнение и то, что может оказаться подтекстом данного текста, который автор по некоторым причинам не мог изложить прямо; возвращается к тексту при необходимости уточнить что-либо.
В силу разного уровня подготовленности учащиеся воспринимают содержание текста различным темпом, с различной глубиной понимания и эмоциональных переживаний.
Кстати, о понимании текстов. Большинство учащихся попросту зачастую не понимают содержания текста учебника. И это факт, который может проверить каждый желающий. Причин этого явления, как минимум, две: убогость лексикона современных учащихся и необузданное наукообразие некоторых школьных учебников, которые читать невозможно не только детям, но и взрослым. Это касается многих учебников гуманитарного цикла.
Авторы этих учебников не могут писать на доступном и внятном для детей языке, что с головою выдает их потрясающий непрофессионализм. Особенно это касается учебников истории.
Читая даже про себя, учащийся как бы слышит и проговаривает этот текст, эмоционально «окрашивает» его в соответствии со своим уровнем развития, поэтому в процессе получения информации с бумажных носителей у читателей задействованы зрение, внутренних голос и слух и, что является самым главным, активная мыслительная деятельность.
Что же происходит в процессе получения информации с монитора электронных носителей? Здесь также активно задействованы зрение и слух, но с мыслительным процессом возникают большие проблемы. Яркая картинка монитора и звук вызывают напряжение только зрения и слуха. О полноценной мыслительной деятельности в таких условиях речи идти не может, так как зритель следит только за развитием сюжета на мониторе, при этом времени на осмысление происходящего на экране не остается и поэтому мысль следует только за внешней канвой происходящих на экране действий. Зритель не может остановиться и задуматься над происходящим.
Автор и режиссер видеоряда делают это за зрителя, оставляя зрителю только возможность пассивного и бездумного наблюдения. Кстати и сами фильмы теперь, в основной массе, принципиально изменились. Если прежние фильмы были полны смысловых пауз, оставлявших зрителю возможность для работы мысли, то нынешние фильмы в стиле «экшн» этой возможности не предоставляют, делая зрителя вульгарным потребителем продукта.
Чтение позволяет читателю любоваться многообразием значения слов, игрою слова и звука, воспитывает любовь к языку. Убогость языка телегероев, зачастую, просто поразительна и воспитывает у детей и молодежи некий языковой довольно примитивный шаблон.
При следовании за видеорядом ребенку некогда думать о многообразии значения слов, об из семантике, что приводит к сужению лексикона до неприлично малых размеров «эллочки — людоедки». Так однажды в разговоре с девятиклассниками выяснил, что слово «туалет» для них существует только в одном значении, которое с солдатской прямотой выложила одна из девушек — сортир. Смех и неподдельное удивление у них вызвало сообщение о том, что слово «туалет» имеет еще два значения: а/ предметы одежды, гардероба; б/ одевание, приведение в Порядок своего внешнего вида.
Склонность подавляющей части детей и молодежи к получению информации из аудиовизуальных источников объясняется еще и легкостью потребления и усвоения такой информации. Чтение — более сложный психофизический процесс, который требует не только определенного умственного напряжения, но и подготовленности . Умению читать необходимо учить.
С этим никто не спорит. Подавляющая часть читающих детей это Дети читающих родителей. Большинство современных родителей учащихся лицемерят, назидательно рассуждая перед своими чадами о необходимости чтения. Ведь многие из них книгу в руки сами не берут.
Книга, как часть домашнего мирка, стремительно исчезает. На вопрос к старшеклассникам о наличии у них домашней библиотечки, они недоуменно пожимают плечами, а одна из девушек сообщила, что у них дома «три мешка книг». Это признание весьма симптоматично.
А учат ли у нас в школах чтению?.. Скорее наоборот. Посмотрите на подавляющее число уроков языка и литературы — тоска зеленая. Кроме как насильственным приобщением детей и молодежи к чтению это назвать трудно.
Нельзя воспитать любовь насильно. Вот поэтому знание детьми и молодежью языка, их грамотность просто удручают. Необходимо принципиально изменить методику преподавания не только языков и литературы, но и остальных школьных предметов, т. е. очеловечить ее, на что нынешняя школьная философия пойти не может, да и, честно говоря, не знает как.
Между тем решение данной проблемы существует: необходимо убрать чиновничью длань с горла учительства и дать реальную возможность для проявления их творчества… Но это тема для другого разговора.
Еще раз о необходимости чтения