Эссе. Размышление о возможности преподавания некоторых блоков ОРКСЭ
С 1 сентября прошлого учебного года учащиеся 4 класса начали изучение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс направлен на развитие у младших подростков представлений о нравственных идеалах и ценностях, ведь именно они составляют основу религиозных и светских традиций нашей Родины. Наша страна — многонациональна, в ней проживает множество народов и народностей, которые исповедуют различные религии и верования, отражающие культурно-историческое и духовное наследие народов нашей страны.
На современном этапе экономическое положение в стране и снижение культурно-нравственного уровня наших граждан существенно влияют на духовность подрастающего поколения. Младшие подростки каждодневно наблюдают в жизни и СМИ предпочтение окружающими материальных богатств нравственному и духовному началу. Для поддержания материального благосостояния близкие детей, в большинстве случаев, преступают нормы нравственности и идут в разрез многовековым устоям наших народов вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности. А ведь в религиозных постулатах заложены нравственные законы Человечества.
И именно их мораль и общность для всех религий мы должны раскрыть для детей. Показать ошибочность и преступность их противопоставления при разжигании религиозной вражды.
Изучение и знакомство с основами мировых религий и светской этики призвано расширить кругозор детей, повысить их духовный и нравственный уровень, воспитывать толерантность. Ведь предпочтение той или иной религии не противопоставляет людей в мировоззрении, а показывает принадлежность к той или иной культуре, уважение к культурному наследию своего народа. Во всех религиях прослеживается преклонение перед БОГОМ, как учителем ЖИЗНИ, указывающим путь для гармоничного сосуществования в человеческом обществе, связанных общим мировоззрением. БОГ, как бы его не называли в различных религиях, призван быть судьей поступков человека.
Люди, сравнивая свои помыслы и действия с ЕГО заветами и законами, постоянно находится в развитии самосознания, в анализе себя как личности, а не обезличивании, как ЕГО раба. Продемонстрировать эту идею можно, сопоставляя и находя точки соприкосновения основных положений, разъясняя основные постулаты каждой религии. Именно поэтому мне более импонирует блок «Основы мировых религиозных культур» А взаимосвязь культурно-исторического наследия населения планеты, закрепленного в его верах соединить с современной жизнью возможно, изучая светскую этику, правила взаимоотношений людей в обществе.
На лекциях прослушанного нами курса, преподаватели, раскрывая основы каждой религии, кратко излагали и пытались коснуться всех основных вопросов, по сути, совершали титанический труд — пытались объять необъятное. Я, придерживаясь христианских взглядов, многие вещи открыла для себя с новой стороны. Однако Дети постигают этот мир не только разумом, но и чувствами.
Они тонко чувствуют любую фальшь. И если взрослому утверждение можно предъявить, как факт, то ребенок задаст «сто тысяч почему», чтобы принять, чтобы это стало его. А простое навязывание информации , приведет в лучшем случае к формальному отношению, а в худшем — к искаженному пониманию и зомбированию, как это нередко происходит у фанатиков.
Поэтому педагогу надо постоянно чувствовать эту зыбкую границу утверждения, навязывания и создания почвы для размышления, подведению к открытию.
Еще одной проблемой для успешного воплощения задач данного курса, является специфичность содержания теологических знаний. В нашей стране долгое время церковь не допускалась в процесс образования и воспитания подрастающего поколения. Теологические знания, согласно идеологии, не являлись общедоступными, и не разрабатывалась методика их преподавания, которая, несомненно, является специфичной.
Подход к знаниям в данной области был разоблачающий или эстетический, но не использовался с воспитательной, этической позиции. Современные педагоги не имеют должной подготовке в этом вопросе, т. к. кроме кратковременных курсов «ОРСКА» и бесконтрольному самодобыванию информации, интересующей тематики без коррекции профессионалов в области богословия различных религий, должной подготовки не имеется. А так как темы, освещающие данный раздел, затрагивают очень серьезные вопросы формирования личности и религиозного самосознания граждан, то некомпетентность, неточность знаний, формальный подход, а самое главное — не убежденность, может принести огромный вред, нанесение невольного оскорбления.
Очень тяжело мне, человеку, принадлежащему другой вере, культуре, достойно и убедительно донести идеи, например, ислама до ребенка, который с рождения воспитывается в семье, исповедующей эту религию. Мне придется раскрывать понятия людям, которые, возможно, более меня знают и понимают их специфику и смысл, даже на уровне языка, а также, имеющие убеждения, возможно, искусственно кем-то искаженные. И если христианство и светская этика, так или иначе, мне близки духовно, то при возможном преподавании других блоков, я буду испытывать изрядную долю дискомфорта и неуверенности, даже с предоставленными нам методическими разработками , ведь существуют множество неожиданных детских «каверзных» вопросов, которые требуют всесторонней подготовки, убежденности, веры.
Эссе. Размышление о возможности преподавания некоторых блоков ОРКСЭ