Эстетические взгляды Ф. Стендаля. Трактаты «Расин и Шекспир» и «О любви»
Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал «Идеологию», по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею «погони за счастьем» — искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., учитываются и особенности психики. Учением о темпераментах Стендаль пользуется для характеристики своих персонажей.
Характер героя зависит от климата, еды, образа жизни, труда и пр. У Стендаля свое понимание нравственного долга. Борьба с расчетами в погоне за счастьем.
«О любви» 1819-20 гг. — возникает как исповедь его души после несчастной любви к женщине. Это анализ возникновения и развития чувства. Когда Метильда Висконтини-Дембовская умерла, он говорил, что умерла автор трактата. «О любви» — философско-психологическое эссе, размышление о любви с точки зрения социологической, психологической и эмоциональной.
В его герое, как и в нем самом словно соединились два лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Наблюдая, он делает важнейшие открытие, которое сам бы не сумел реализовать полностью: «У души есть только состояния, у нее нет устойчивых свойств». Внутренние монологи Жюльена Сореля свидетельствуют о его напряженной душевной жизни. Для С. — ученика просветителей — в большей степени в душевной жизни человека интересует движение мысли.
Передает он иногда и подсознательные действия персонажей, неожиданно пришедшие к ним решения, которые он тоже не исследует, но лишь указывает ни их существование. Психологизм Стендаля — это новый этап в развитии литературного исследования личности. Стендаль изображает раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа, и стремится их описать и дать возможность читателю самостоятельно оценить ситуацию или черту характера.
Поэтому Стендаль рисует поступки, изображает различные реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, как различны люди, как неожиданны их реакции.
«Расин и Шекспир» — это теоретическая попытка обосновать реалистические тенденции в литературе. Главный жанр — трагедия, хотя Стендаль их и не писал. Современные произведения должны отвечать современному читателю, сопоставляя Расина и Шекспира, говорит, что Расин устарел.
Нужно подражать способу изображения действительности Шекспира.
От Расина и его новейших эпигонов Стендаля отвращала тирания искусственных, сковывающих творческую инициативу единств места и времени. Шекспир был знаменем романтиков, против классицизма ополчившихся, и Стендаль встал под это знамя. Однако его толкование шекспировского вклада в мировой литературный процесс ближе не к исконно романтическому, а к реалистическому.
Но термина «реализм» в 20-е годы XIX в. не существовало, и Стендаль полагал себя романтиком.
Считает, что не надо отказывать читателю и зрителю в воображении. Предмет изображения в лит. произведении: задача современного писателя отражать действительность, иметь возможность передавать то, как в реальности. Романтик должен обладать дерзкой свободой.
Драма д. б. написать прозой , она д. б. современна, отражать реальную действительность.
Трагедия совр. — в прозе, события длятся несколько месяцев, кот. происходят в разных местах. Искусство должно давать современникам тот жанр, предмет, который им необходим. » В сущности, все великие писатели были романтиками. А классики — это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе».
Отсюда на первый взгляд, парадоксальный тезис, объединяющий Расина и Шекспира.
Эстетические взгляды Ф. Стендаля. Трактаты «Расин и Шекспир» и «О любви»