Евгения Маланюк: Пути творческого поиска
Какими жизненными принципами руководствовался Евгений Маланюк? Украинский поэт был одним из виднейших поэтов украинской диаспоры после Первой и Второй мировых войн. Он громил своих современников, ненавидел врагов своего народа, но еще больше казнил «малоросиянство», предательство и рабские инстинкты собственного народа.
В этом он близок Т. Шевченко, М. Кулишеву. Евгений Маланюк походил из залитых солнцем украинских степей. Его родной Новоархангельск стоял на берегах реки Синюхи. Семья была не совсем обычная, в линии отца были чумаки, осевшие запорожцы. Матери будущий поэт обязан любовью к украинскому искусству, отцу — формированию собственного интеллектуального мировоззрения.
В бывшем Елизаветграде Евгений Маланюк закончил реальную гимназию, где раньше учились братья Тобилевичи, М. Кропивныцкий и Ю. Яновский. После окончания гимназии Маланюк учился в Политехническом институте в Петрограде.
Военная служба Евгения Маланюка. Поздняя осень 1917 года, поручик Евгений Маланюк является начальником пулеметной сотни Туркестанского стрелецкого полка. Со временем он становится из демобилизованного старшины русской армии воином и гражданином украинского государства.
А в скором времени он — старшина армии УНР, активный участник больших событий, борьбы за родное государство. Украинизация в 20-х годах обещала появление лучших перспектив для развития украинской культуры. Много творческих сил были преследованы, дискриминировано и репрессировано.
Связь с украинской литературой на Западной Украине и в эмиграции, что в 20-х годах еще более или менее существовала, была насильно прервана.
После распада УНР он в 1920 году с тысячами таких, как он, подался в эмиграцию. В лагере для интернированных украинских частей в Калиши Евгений Маланюк основывает литературный журнал «Радуга» . Родные края он позднее с болью и сожалением вспомнит на далекой Морави, желая даже умереть, чтобы снова возвратиться к отчему дому, где бы встретила его мамочка.
Со временем волны второй мировой войны занесли его вплоть до далекой Америки. В лирических произведениях поэта — проявление свободной мысли, свободы человека и народа, идей национальных и всечеловеческих. Особенно это касается литературно-критического наследства Евгения Маланюка.
Оно явилось в свободном мире, в мире без цензуры, без «партийной литературы». В эпицентре Маланюковской поэзии есть всегда и всюду его родная Украина. Она ему мерещится вечно ясной страной.
Хронологически сборники поэзий поэта-эмигранта выходили уже с 20-х лет. Места
Их изданий были по всей Европе и Америке: «Стилет и стилос» ; «Гербарий» ; «Земля и железо» ; «Земная Мадонна» ; «Перстень Поликрата» ; «Выбранные поэзии» ; «Влада» ; «Поэзии» ; поэма «Пятая симфония» ; «Проела» ; «Последняя весна» ; «Август» ; «Перстень и посох» .
Относительно стиля Маланюк был неоромантиком, в конце склонялся к неоклассике. Этому способствовали не только года, но и увлечение произведениями М. Зерова. Однако Маланюк — поэт глубокой мысли и волевого напряжения. Он враг лиричной расслабленности.
Особенно импонировал Маланюку М. Волновой. В своей статье о нем поэт писал: «Ведущей темой его творчества была борьба с психическим комплексом рабства, рабства специально украинского». Это касается и творчества Евгения Маланюка.
Евгения Маланюк: Пути творческого поиска