Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Чтение истории о воскрешении Лазаря — центральный, кульминационный эпизод «Преступления и наказания». Он делит Роман на две части: на собственно преступление — и наказание; на дерзновение — и раскаяние, нравственное искупление; падение — и возрождение. С этого момента начинается воскрешение Раскольникова, переход из мира идей, точнее, идеи, в реальный, дышащий, живущий мир.
«Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества», — говорил Достоевский. Весь замысел писателя проявлен в эпизоде чтения Библии: динамика диалога здесь равноценна динамике событий.
В достаточно статичном — с точки зрения событий, движения, перемены мест — эпизоде содержится огромная движущая сила, которая приводит в равновесие сюжет, ведет его к логической развязке. Без него » Преступление и наказание» можно трактовать как историю преступления, попросту говоря, детектив.
Таким образом, духовный текст становится ключом к пониманию композиции и психологической оправданности текста Ф. М. Достоевского. Он выполняет роль своеобразного словаря к сложному, напряженному тексту писателя. Поэтому текст о воскрешении Лазаря необходимо анализировать наравне с самим текстом Достоевского, сопоставляя их.
Эта работа занимает, как правило, два урока, если выполняется в классе. Предпочтительнее начать работу в школе, чтобы иметь возможность проконтролировать правильность ее выполнения, и закончить дома, обсудив на следующем уроке. Для этого лучше всего применить модульную технологию.
Предлагаю следующий вариант формулировки задания.
1. Перечитайте эпизод из части 4, главы 4 «Преступления и наказания» — чтение Евангелия Соней и Раскольниковым. 2. Откройте Евангелие от Иоанна — эпизод об исцелении Лазаря. 3. Расположите тетрадный лист горизонтально, разделите его пополам. 4. Левую колонку озаглавьте «Евангелие от Иоанна, гл.
11, 1-46″. Правую половину листа назовите: «Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»». 5. В левую колонку перепишите строфы Евангелия.
6. Найдите в тексте Достоевского соответствия каждому стиху Евангелия. Запишите эти соответствия: либо в виде цитаты, либо просто называя эпизод.
Например:
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»