Фамусов и другие
Грибоедов был автором нескольких произведений, но только одна комедия «Горе от ума» принесла ему знаменитость. Эта пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав несправедливость положения русского народа, начали объединяться в тайные революционные организации. Эти люди понимали, что русский народ, победивший в войне 1812 года, не заслуживает такого жалкого существования.
Назревает конфликт между прогрессивным дворянством и помещиками-крепостниками, борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». И комедия Грибоедова имеет такое большое значение потому, что она была написана именно в это время и отражает глобальные проблемы современности. На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Пьеса имеет любовную линию и общественно-политическую, и эти две линии сложно переплетаются между собой, развивал идейный замысел. Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер, так как главный герой, Чацкий, приезжает в Москву из-за своей любимой девушки, Софьи.
В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплен красотой Софьи, что даже не замечает ее холодности и отчуждения. Чацкий весело беседует с Софьей, рисует меткие язвительные карикатуры на их общих знакомых, большинство из которых приходятся родственниками Софьи. Девушка с трудом скрывает свое раздражение. Но когда Чацкий, перебрав всех общих знакомых, случайно заводит разговор о Молчали-не и нелестно отзывается о нем, Софья не выдерживает и бросает в сторону: «Не человек, змея!» Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения девушки.
Заметив же холодность Софьи, раздосадованный Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья. Он вступает в беседу с Фамусовым, во время которой между ними возникает спор на идеологической основе. Собственно здесь и происходит завязка общественно-политического конфликта. Чацкий, передовой человек того времени, стоит на позиции прогрессивного дворянства. Его идеалы отличны от идеалов фамусовского общества, где царят низкопоклонство, косность, ложь и лицемерие, где о человеке судят не по его достоинствам, а по его богатству и чину.
Чацкому же все это чуждо, для него главное в жизни — приносить пользу России, служить родине. Идеалом же фамусовского общества является Максим Петрович, который низкопоклонством и лестью добился степеней известных и ради этого мог «отважно жертвовать замыслом». Этим же идеалам следует и Молчалин, который поставил себе целью добиться повышения в чине и ради этого идет на подлость, притворяясь влюбленным в Софью. Чацкий же эти идеалы не приемлет, на этой почве и возникает общественно-политический конфликт. Одновременно Чацкий продолжает выяснять, кому же отдала сердце Софья.
Здесь есть два претендента: Скалозуб либо Молчалин. Но Чацкий даже не может допустить мысли о том, что Софья любит Молчалина. Чацкий считает этого человека ничтожным и низким. Да и каким еще можно считать человека, который в жизни следует завещанию своего отца — «угождать всем людям без изъяна»?
Но после того как Софья упала в обморок, увидев, как Молчалин упал с лошади, Чацкий начинает понимать, что избранником Софьи является Молчалин. Но он не хочет этому верить, он не может понять, как Софья, та девочка, с которой они вместе росли и имели много общего, может теперь любить Молчалина. Ведь Софья изначально была наделена хорошими качествами, любила читать и была достаточно образованна и умна, но, живя в этом жутком обществе, она постепенно нравственно деградировала, обществу подавило в ней все хорошее, что в ней было. Чацкий не может узнать свою Софью, с которой они раньше много беседовали и которая понимала его. Теперь Чацкому даже не о чем говорить с Софьей, но все же он ее любит.
Софья деградировала до такой степени, что теперь то, что привлекает ее в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого. Молчалин скромен, покладист, вежлив и старшим не перечит, а Чацкий вспыльчив, дерзок, открыто высказывает свое мнение. Решив отомстить Чацкому за нелестные отзывы о Молчалине, Софья распускает слух о его сумасшествии, господа же Г. Д. и Г. Н. моментально подхватывают эту сплетню, и вот уже вся гостиная говорит о сумасшествии Чацкого. Все гости с удовольствием верят этой клевете.
Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума, образованности. «Ученье, вот чума, ученость, вот причина», — восклицает Фамусов. Они не могут простить ему его передовых взглядов. В своем монологе о французике из Бордо Чацкий выступает против засилья иностранщины, против того поверхностного образования, которое давали иностранные учителя детям. И дети не получали глубокого русского образования, им не прививали любовь к России, к русской культуре.
В монологе же «А судьи кто?» Чацкий высмеивает низкопоклонство и лицемерие, а также выступает против крепостничества и обличает бесчеловечное отношение помещиков к своим крестьянам. И этот положительно умный и честный человек вынужден нести «мильон терзаний», и эти терзания удваиваются в связи с поражением Чацкого в любви. Зачинщицей его травли является его любимая девушка, которой он верил.
Любовная линия пьесы разрешается сценой за колонной, случайным свидетелем которой стала Софья. Здесь Молчалин признается в любви Лизоньке и раскрывает ей свой коварный план. Софья обманута, ей достался свой «мильон терзаний», тем более что невольным свидетелем этой сцены также был и Чацкий.
Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная линия заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая — его отъездом из Москвы: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Чацкий уезжает из Москвы. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — скажет о нем Белинский.
Неудивительно, если Чацкий окажется в 1825 году на Сенатской площади, такое тоже можно предположить.
Фамусов и другие