Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» было написано в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной дворянской молодежью», видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Борьба эта борьба между прошлым и будущим, и явилась главной темой комедии. В «Горе от ума» получили отражение оба лагеря — отжившее, крепостническое фамусовское общество, олицетворяющее все затхлое, закоснелое и реакционное, что было а тогдашней России, и его горячие противники — Чацкий с немногочисленными сторонниками. Все члены фамусовского общества — они крепостники. Крепостники — независимо оттого, имеют они крепостных или нет, крепостники — потому что они живут по законам крепостничества.
Крепостник и тот «Нестор негодяев знатных», продавший преданных ему слуг за три борзые собаки, крепостник и тот «генерал», который для крепостного балета согнал «от матерей, отцов отторженных детей» и распродал их «поодиночке», чтобы избавиться от долгов Крепостница и старуха Хлестова, которая просит накормить свою арапку наравне с собачкой. Поклонение богатству, знатности, чинам пропитывает все фамусовское общество. Но чинов можно достичь только служа. И поэтому для того, чтобы быть принятым в фамусовское общество, нужно прежде всего состоять на службе «А главное — подит-ка послужи». — говорит Фамусов Чацкому в ответ на его вопрос, согласится ли Фамусов на брак Чацкого с Софьей. Но. даже служа, представители фамусовского общества остаются верны своему главному «принципу»-стремлению к знатности и богатству Служба для них — всего лишь средство достижений чинов.
Поэтому служат они, перефразируя слова Чацкого, «лицам, а не делу». Для достижения высокого положения они используют «многие каналы», за исключением одного — честного, неформального отношения к службе. Недаром Чацкий говорит, что эти люди не служат, а прислуживаются». Из-за формального отношения к службе здесь процветает и семейственность.
Члены фамусовского общества считают, что «как не порадеть родному человечку!». И Чацкий с горечью восклицает, что бесполезно бороться со «знатными негодяями», так как те нашли «защиту от суда «в родстве». Еще одна черта, объединяющая всех «отцов» — преклонение перед всем западным, особенно перед всем французским. Они считают, что нет в мире лучше края», чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев «хлопочут набирать полки» иностранных учителей.
Они почти по-обезьяньи перенимают язык, культуру, обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо это у них получается — ведь они уверены в том. что «иностранное нельзя поставить в параллель» с национальным. Поэтому на их собраниях господствует «смешенье языков: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» не нашел в России «ни звука русского, ни русского лица», поэтому же Наталья Горич восхищенно произносит слово «тюрлюрлю». сама толком не зная, что оно означает. Как мрак боится света, так и «отцы» смертельно ненавидят просвещение.
Фамусов считает, что ученость — «чума», и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших В обществе «отцов» процветают сплетни, и поэтому даже самые богатые «тузы» ничего так не боятся, как мнения света, «В Москве прибавит вечно втрое». — восклицает Фамусов, а Молчалин говорит, что «злые языки страшнее пистолета», и боится больше всего именно этих «злых языков», руководствуясь принципом; «грех не беда, молва нехороша». И даже в минуты трагедии всей семьи Фамусова он ни о чем так не заботится, как о том, «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Но члены фамусовского общества сами понимают, как непрочна их позиция, как зыбка их власть. Отсюда их боязнь любого вольного слова, любой критики их нравов. Поэтому же Фамусов «так и ждет содома», поэтому он «строжайше запретил бы» таким господам, как Чацкий, «на выстрел подъезжать к столицам», поэтому же он называет Чацкого «карбонарием» только за то, что тот заявил, что служить надо «делу», а не лицам». «Отцы», преклоняющиеся перед богатством и чинами, ставящие превыше всего все западное, ярко защищающие крепостничество, олицетворяют мракобесие, косность, реакционность, отсталость России XIX века.
С их философией и борется Чацкий — выразитель взглядов декабристов, провозвестник новых идеи.
Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»