Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы
Фантастические мотивы являются одним из основных приемов создания определенной ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры.
В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В «Демоне» художник изображает протестующий Дух Зла.
В произведении проводится идея протеста против божества как создателя существующего миропорядка.
Единственным выходом из печали и одиночества для Демона становится любовь к Тамаре. Однако Дух Зла не может достигнуть счастья, потому что эгоистичен, оторван от мира и от людей. Во имя любви Демон готов отречься от старой мести Богу, он даже готов следовать Добру. Герою кажется, что слезы раскаянья переродят его.
Но ему не перебороть самого тягостного порока — презрения к человечеству. Гибель Тамары и одиночество Демона является неизбежным следствием его надменности и эгоизма.
Таким образом, Лермонтов обращается к фантастике для того, чтобы точнее передать настроение замысел произведения, выразить свои мысли и переживания.
Немного иное назначение фантастики в творчестве М. Булгакова.
Стиль многих произведений этого писателя можно определить как фантастический реализм. Нетрудно заметить, что принципы изображения Москвы в романе «Мастер и Маргарита» отчетливо напоминают принципы изображения гоголевского Петербурга: сочетание реального с фантастическим, странного с обыденным, социальной сатиры и фантасмагории.
Повествование в романе ведется одновременно в двух планах. Первый план — события, происходящие в Москве. Второй план — сюжет о Пилате и Иешуа, сочиненный мастером.
Эти два плана объединяет, сводит вместе свита Воланда — Сатаны и его слуг.
Появление Воланда и его свиты в Москве становится тем событием, которое изменило жизнь героев романа. Здесь можно говорить о традиции романтиков, у которых Демон — герой, симпатичный автору своим умом и иронией. Свита Воланда настолько же загадочна, как и он сам. Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла — персонажи, которые привлекают читателя своей необыкновенностью.
Они становятся вершителями правосудия в городе.
Булгаков вводит фантастический мотив с целью показать, что в современном ему мире только с помощью потусторонней силы возможно достичь справедливости.
В творчестве В. Маяковского фантастические мотивы носят иной характер. Так, в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» герой ведет дружескую беседу с самим солнцем. Поэт считает, что его деятельность схожа со свечением этого светила:
Пойдем, поэт,
Взорим,
Вспоем
У мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
А ты — свое
Стихами.
Таким образом, Маяковский с помощью фантастического сюжета решает реалистические задачи: объясняет свое понимание роли поэта и поэзии в советском обществе.
Без сомнения, обращение к фантастическим мотивам помогает отечественным писателям более ярко, точно и понятно передать основные мысли, чувства и идеи своих произведений.
Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы