• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Общая характеристика средневековой культуры

 

Общая характеристика средневековой культуры

Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.

IV-VI — переход от античности к средним векам (476 — императора убили, падение Рима)

V — X/XI — распад цивилизации, темные века, раннее средневековье

XI-XIII — высокое средневековье

«XIII — Возрождение в Италии, «XV — везде

1. Это культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.

Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком. Если в основе античного понимания культуры — признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога.

1. Два начала

«романское начало» — традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.

«германское начало» — усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готтов и др.)

2. Материальная основа: феодальные отношения:

Условность собственности на землю: социально-политическая иерархия, сюзирентно-вассальные отношения. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости — патронат и крепостное право. Взаимные обязательства сеньора и вассала натуральное хозяйство → городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство. материальное богатство необходимо, но значение его второстепенно политическое господство дворянства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. Социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ трудился. Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом. Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность. Рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения. Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

Факторы формирования культуры средневековья.

I. Варвары:

1 языки → разрушили чистоту латыни

2 поэзия → мифологический, поэтический, устный характер

3 первобытнообщинный строй → социальный характер

II. Античность («посмертное влияние») → языковое влияние, латынь

III. Религия. Христианство (с I в) и ислам и буддизм. Христиане = 250 млн католиков и 150 православных и 150 протестантов.

Раскол 1054 года: западное христианство: католики и протестанты (новый буржуазный тип сознания).



Общая характеристика средневековой культуры

Другие сочинения по теме:

  1. Компоненты средневековой литературы Эпоха Средневековья длится более тысячелетия. Понятие «Средние века» возникло в XV веке, когда итальянские гуманисты (Л. Бруни), осознав прошлое как...
  2. Общая характеристика романтизма Одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке и...
  3. Вопросы с ответами на тему «Общая характеристика литературы XIX столетия» «Реализм как основной творческий метод». В чем отличительная особенность зарубежной литературы XIX столетия? Каждая историческая эпоха порождает свой способ отражения...
  4. Общая характеристика лирики Михаила Алексеевича Кузмина М. Кузмин начал печататься сравнительно поздно — в 1905 г., когда ему было уже 33 года. На протяжении творческого пути...
  5. Общая характеристика сборника «Сад божественных песен» История создания «Сада…». Переяславский период — важная веха в жизни Г. Сковороды. Собственными глазами он наблюдал своеволие и жестокость помещиков,...
  6. Общая характеристика сборника сонетов Шекспира Осуждение эгоизма, проходящее через весь сборник сонетов, находит выразительное и специфически шекспировское воплощение в первых стихотворениях, которые по традиции считают...
  7. Творчество Н. С. Лескова: общая характеристика, периодизация Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Полемика с «Грозой» Н. Островского. Цикл произведений о «праведниках», отражение в нем этико-эстетического идеала Лескова....
  8. Общая Характеристика поэтики футуризма В формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку на обновление поэтического языка. Символисты придали слову мерцающую многозначность, выработали...
  9. Общая характеристика лирики Валерия Яковлевича Брюсова На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять...
  10. Общая характеристика лирики М. Ю. Лермонтова Раннее творчество Лермонтова важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 20-30-х...
  11. Общая характеристика лирики Николая Степановича Гумилева Н. С. Гумилев начал свой путь в литературе в период расцвета символистской поэзии. Его первое стихотворение было опубликовано в 1902...
  12. Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике Начать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф. Вопросы для обсуждения Каково основное содержание понятий...
  13. «Беглец» (1838) Лермонтова. Общая характеристика «Беглец» — третья из шести зрелых поэм Лермонтова. После реалистической «Тамбовской казначейши» поэт вновь возвращается к романтизму. Но романтизм здесь...
  14. Общая характеристика лирики Константина Дмитриевича Бальмонта В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения — так называемого «старшего символизма». Облик...
  15. Общая характеристика лирики Иннокентия Федоровича Анненского «Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте», — писал И. Анненский...
  16. Общая характеристика ведущих путей развития поэзии середины ХIХ ст Цель: помочь ученикам понять основные тенденции развития литературы в середине ХIХ столетия; развивать навыки составления опорных конспектов; учить определять главное,...
  17. Поэзия «Второй культуры»;. «Самиздат»; и «Тамиздат» «Вторая культура» — феномен советского времени, это «культурное подполье», неподвластное идеологической цензуре. Литература «второй культуры» находила своего читателя не через...
  18. Жанры средневековой русской литературы Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту — светском и церковном. В этом их отличие...
  19. Античный театр — уникальное явление мировой культуры Если художник, национальная культура или определенная эпоха вносит что-то новое в процесс развития мирового искусства, мы с увлечением воспринимаем и...
  20. История Адриана — история европейской культуры Вместе с Адрианом сходит с ума и вся культура. За способности гения у него отнята способность любить, а вместе с...
« Классный час. Взаимоотношения в семье. Создание своей семьи
Сказки Шарля Перро »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения