Фауст и Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла
Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне верующая — обреченная к гибели задумчивой и изобразило проведенной Рафаэлем игрой на чувствах. И голос с неба «Спасенная» звучит вопреки всем замыслам Рафаэля. Там, на небе, Господь, как высший судья, определяет судьбу человека.
Фауст выходит из этой трагедии опустошенным, он во всем предъявляет обвинение своему спутнику. Но, если принять во внимание тот факт, который с появлением Рафаэля внешний сюжет приобретает определенный динамизм, монологи изменяются диалогами, спорами между героями, можно предположить мысль, которая именно Рафаэль олицетворяет другу, не самую лучшую, частицу самого Фауста. Может поэтому он целиком сознательно и выполнял все приказы Рафаэля в этой игре? Или он был лишь игрушкой в руках дьявола? А может, Фауст был не в возможности опираться власти естественного чувства? Множество вопросов ставит перед читателями история любви Фауста и Маргариты.
Гете нарочно подвергает испытанию своего героя извечной историей трагической любви, чтобы проявить способность Фауста возродиться душой, не сойти со своего пути, не отказаться от соблазна раскрыть тайну жизни.
Центральным элементом схемы является графическое объединение понятий «идеал», «реальность» с именами героев «Фауст», «Рафаэль». За Фаустом направляется тень Рафаэля, как его второе Я, второй голос одной и той же противоречивой натуры. Яркое подтверждение этому — история любви Фауста и Маргарита. По замыслу Гете, мир держится на противостоянии творческого духа (это Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (это Рафаэль). В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновенье идей — истина. Поэтому вообразить Фауста без такого спутника невозможно, и, графическое объединение Фауста и Рафаэля — это идея диалектического единства Добра и Зла. Нам становятся более понятными слова Рафаэля:
Я ж часть от части лишь, что первым всем была,
Частичка той тьмы, которая свет привела…
В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть одной из главных. Идея вечного стремления к бесконечности как смысл философских поисков Фауста воплощает форма схемы — круг — олицетворение бесконечности человеческого поиска. Отсюда, ключевой лозунг схемы — путь человека к идеалу через реальность, тем не менее идеалы определяют, «освещают светом высокого смысла ее повседневное существование и поднимают его над животным прозябанием в мире» конечного», эмпирического».
Выходит такой себе кругооборот жизни — между идеалом и реальностью. Или заслуживает герой Гете называться «вечным об вместе», подобно Дон Кихоту? Вечные образа — выдающиеся художественные образа, которые, возникнув за определенных исторических обстоятельств, имеют большое общечеловеческое значение, продолжают сохранять познавательную, воспитательную и эстетичную силу. В образе Фауста Гете воспевает вечные дерзания человека, который стремится отыскать истину, постоянно находится в движении, а итак оказывает содействие преобразованию мира.
Знаменитый монолог Фауста является прославлением бесконечного в человеке. Стремление человека к истине и есть тем бесконечным, что наполняет человеческая жизнь смыслом. Вера у бессмертия творческого гения была наибольшей верой в жизни Гете, который воплощал дух европейской культуры.
Фауст и Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла