«Фауст» Тургенева, анализ повести
История создания
Повесть «Фауст» написана летом 1856 г. и напечатана в журнале «Современник» в № 10 за 1856 г.
Лирическая тональность повести обусловлена тем, что она была написана на переломе жизни. В ней, по словам Тургенева, вся душа вспыхнула последним огнем воспоминаний, надежд, молодости.
Герой повести возвращается в старинное поместье и влюбляется в замужнюю женщину. Это автобиографические черты. «Дворянское гнездо» героя — это Спасское.
Прототипом Веры Николаевны Ельцовой могла стать Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, чьи простые и бесхитростные отношения с мужем мог наблюдать Тургенев в имении Толстых, находящемся недалеко от Спасского. Как и Вера, Мария Толстая не любила беллетристики, особенно стихов. Однажды Тургенев, прекратив с ней горячие споры о прелести поэзии, привез свою повесть «Фауст».
Четырехлетняя дочь Марии Варенька стала свидетельницей того, как при чтении «Евгения Онегина» Тургенев поцеловал у ее матери руку, а она ее отдернула и попросила впредь так не делать .
Литературное направление и жанр
Произведение «Фауст» имеет подзаголовок «Рассказ в девяти письмах». Тем не менее, подзаголовок указывает не на жанр, а на повествовательный, «сказовый» характер. Жанр «Фауста» — повесть, так он воспринимался современниками Тургенева и рассматривается сейчас.
Современники отмечали лиризм повести, Герцен и Огарев осудили ее романтические и фантастические элементы. Вопрос о литературном направлении повести вовсе не прост. Тургенев — писатель-реалист.
Типичность героини подтверждается, например, тем, что современницы Тургенева отмечали сходство их матерей с Ельцовой-старшей, имели такой же, как у Веры, круг чтения. Но многие современники называли героев и события романтическими. Писарев так описывал повесть: «Он взял исключительную личность, поставил ее в зависимость от другой исключительной личности, создал для нее исключительное положение и вывел крайние последствия из этих исключительных данных».
Литературоведы предлагают называть такое отношение к действительности у Тургенева не романтизмом, а романтикой, романтическим пафосом, который присущ и реалистическому направлению. Речь идет об уместном использовании романтических форм, средств и приемов. Романтика у Тургенева — особое отношение к жизни, стремление личности к возвышенному идеалу.
Проблематика
Проблематика «Фауста» Тургенева тесно связана с проблематикой «Фауста» Гете, которую Тургенев переосмысливает.
В 1845 г. Тургенев написал статью о «Фаусте» Гете. Тургенев считал, что в образе гетевского Фауста отражена трагедия индивидуализма. Для Фауста нет других людей, он живет только собой, в этом смысл его жизни.
С точки зрения Тургенева, «краеугольный камень человека не есть он сам, как неделимая единица, но человечество, общество».
«Фауст» Гете связан в сознании главного героя повести со студенческим временем, временем надежд. Эту книжку Павел Александрович находит наиболее удачной для того, чтобы пробудить в Вере спящие в ней страсти. Вера воспринимает, прежде всего, любовную сюжетную линию «Фауста» и осознает неполноценность собственной семейной жизни. Затем она выходит в состояние той свободы, от которой ее предостерегала мать.
В финале герой пересматривает свои юношеские взгляды на жизнь и свободу. Герой осознает бесконечную сложность бытия, то, что в жизни причудливо переплетаются судьбы, что счастье невозможно, а радостей в жизни очень мало. Основной вывод героя перекликается с эпиграфом из Фауста: «Отказывай себе, смиряй свои желанья».
Павел Александрович на собственном опыте убедился, что нужно отказываться от сокровенных желаний, чтобы исполнить нравственный долг.
Проблема стихийности любви поднимается во многих произведениях Тургенева. Любви не может противостоять ни строгое воспитание, ни рассудочность, ни благополучная семья. И герой, и героиня чувствуют себя счастливыми лишь на миг, чтобы потом умереть или быть сломленным на всю жизнь.
К проблеме любви как стихийного бедствия примыкает проблема всего темного и иррационального в жизни человека. Существовало ли в действительности привидение матери Веры или это ее подсознание велело ей исполнить свой долг?
Герои повести
Павел Александрович Б — помещик в возрасте 35 лет, вернувшийся в свое поместье после 9 лет отсутствия. Он пребывает в состоянии рефлексии, душевной тишины. Павел Александрович рад встрече с Семеном Николаевичем Приимковым, университетским товарищем, человеком добрым и простым.
Герою любопытно посмотреть, как изменилась жена Приимкова Вера, в которую Павел был влюблен в 23 года. Увидев, что Вера прежняя, герой решает изменить ее, разбудить ее душу с помощью «Фауста» Гете. Он не понимает последствий своего образовательного эксперимента, невольно разрушая чужую жизнь.
Только через два с лишком года герой способен проанализировать случившееся, осознает, что должен был бежать, полюбив замужнюю женщину, чтобы не разбилось вдребезги прекрасное создание. Теперь же, в состоянии, когда Павел Александрович с немым укором глядит на дело рук своих, он делится с другом жизненными уроками о том, что жизнь — не наслаждение, а тяжелый труд, а ее смысл — постоянное отречение, исполнение долга.
Вера Николаевна Ельцова познакомилась с Павлом, когда ей было 16 лет. Она не была похожа на всех русских барышень. Павел отмечает ее спокойствие, простую и умную речь, умение слушать. Тургенев все время подчеркивает ее состояние как бы «вне времени».
За 12 лет она не постарела. В ней сочетаются «проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребенка».
Такое состояние Веры связано было с ее воспитанием, при котором развивался только интеллект, но душевные порывы, страсти были усыплены. Павел Александрович удачно описывает ее законсервированное душевное состояние, холодность: «Точно она все эти годы пролежала в снегу». Вера подходит к жизни рационально: не боится пауков, ведь они не ядовиты, выбирает для чтения беседку, потому что в ней нет мух…
«Фауст» и другие книги раскрыли для Веры чувственную сторону жизни, и это ее пугает, ведь до этого она плакала только о смерти дочери! Мать ее недаром предостерегала: «Ты как лед: пока не растаешь, крепка, как камень, а растаешь, и следа от тебя не останется».
Мать Веры Николаевны, г-жа Ельцова, — женщина странная, настойчивая и сосредоточенная. От природы страстная натура, г-жа Ельцова вышла замуж по любви за человека, которого была старше на 7-8 лет. Она тяжело переживала смерть любимого мужа и посвятила свою жизнь воспитанию дочери.
Она научила дочь жить рассудком, чтобы подчинять себе страсти. Мать боялась разбудить воображение дочери, поэтому не давала ей читать поэтические произведения, выбрав не приятное, а полезное.
Мистическая сторона повести связана с образом г-жи Ельцовой, которая то наблюдает за происходящим с портрета, то появляется как привидение. Она сама боялась жизни и хотела застраховать дочь от ошибок страсти. Трудно сказать, что вызвало горячку и смерть Веры: привидение матери, чьим советам она не последовала, или нарушение нравственных запретов и самоосуждение.
Сюжет и композиция
Повесть представляет собой 9 писем, написанных Павлом Алексеевичем Б… своему другу Семену Николаевичу В… Восемь из девяти писем написаны в 1850 г. из имения Павла Александровича. Последнее написано двумя годами позже из глуши, в которой он оказался после печальных событий. Эпистолярная форма повести не может ввести в заблуждение читателя, потому что ее композиция — классическая для этого жанра.
Она включает в себя портреты и пейзаж, бытописание, философские рассуждения и выводы.
В следующих письмах описана история отношений Павла Александровича и Веры в 1850 г. и воспоминание об их молодости. Девятая глава — рассказ о болезни и смерти Веры и философские рассуждения героя по этому поводу.
Стилистические особенности
Характерная особенность повести — множество используемых литературных образов и мотивов. Сюжет повествования определяет трагедия Гете «Фауст». Цитируются Шекспир, Тютчев, Пушкин; упоминаются Вольтер и Жорж Санд.
Вера, с точки зрения героя, похожа и на Маргариту, и на Манон Леско.
Многие современники отмечали лиричность и поэтичность первого письма, по достоинству оценили его бытоописательность, интерьер заброшенной дворянской усадьбы. Тургенев создает в повести яркие образы с помощью тропов: молодость приходит, как призрак, пробежала по жилам отравой; жизнь — тяжелый труд; смерть Веры — разбитый сосуд, в тысячу раз драгоценнейший.
«Фауст» Тургенева, анализ повести