Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был известным художником, иметь — одаренной пианисткой; дома бывали Серов, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой, Врубель. Будущий поэт напряженно уничтожает у себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, вообще, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим следствием обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, вступает на философское отделение историко-филологического факультета, потом продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его упал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязанным» к философской тематике, которая органически входит в его поэзию, не подавляя и не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, приобретая неслыханную глубину и силу влияния.
Философия Пастернака — жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире трагедий и ненастий, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода катарсисом, который очищает душу. Нельзя сказать — «Мир прекрасный», но нужно — «Мир существует, и это прекрасно». Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Самая она — неизменяемое выражение удивления и благоговение перед чудом жизни. Так как жизнь во всех его разнообразных проявлениях есть неминуемое чудо, чья необычность настолько большая, что способна исцелить любую боль. Для Бориса Пастернака главным есть правда жизни, те его мыты, что он запоминает. В конце жизнь, в автобиографии, он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы сам стих что-то содержал: чтобы он содержал новую мысль или новую картину… Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы один стих содержал город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Балтийский вокзал».
Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения; то, что она нигде не дана явным образом, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, запрятанный особенно утонченно, на гране риска. Человек, который читает Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению. Автор дает материал для напряженных мысленных поисков, впрочем, он дает и вехи для указания пути, рассыпая здесь и там намеки. А основная философская позиция поэта остается словно «за кадром». Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире естественному — это общую связь всех явлений и вещей. Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единое ее решение в поэзии автора — это полное принятие всех высмотрел жизнь.
Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не привлекает просто человеческая слава: поэт должен действовать так, чтобы завоевать любовь мира. Мир этот ждет работы художника так же, как работы пахаря. Поэт должен выполнить свое назначение на земле, не считая ни на что: судьбой за него продуманный распорядок действий, и он не имеет права отказаться играть свою роль. Пастернак стремился донести к читателю не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал огромную ответственность писателя за точную передачу содержания изображаемого им жизни, проявлял заботу о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. Поэт лишь отчасти заимствует в классической традиции представления о назначении поэзии и дает ей новое определение — поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, проявить его людям, открыть им его — в этом ее высокое назначение, у поэта особое, полное и первичное знания о миру.
Борис Пастернак — один из величайших Поэтов-философов. Его произведения близкие нашей современности и до сих пор захватывают воображение и мысль читателя, который способен задумать — сия над представленным поэтом образом, и еще длительное время будут искать люди в творчестве поэта что-то свое, и будут находить, так как Пастернак — поэт от Бог.
Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака