Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается. Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет — совсем другой.
Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, — истина эта разная. У Фета ночь сияет: Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается: Лишь жить в себе самом умей Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи… Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет…
А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь — момент соединения человека с миром: «сердце цветет» ночью. Ночь и день для Фета едины.
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит… В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его — как «свет звезды».
Ему хочется, чтобы свет лился все время. «А счастье где? Не здесь…», и все-таки — «за ним, за ним». В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье. У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной.
Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно — ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении «Тени сизые сместились»: Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы . Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами.
Например, в стихотворении «Фонтан» поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения. Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении «бегут и будят сонный брег», «гласят во все концы», а зима «злится», «хлопочет», «ворчит». Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета.
Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря… Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения «милого лица» и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания: Уноси мое сердце в звенящую даль, Где, как месяц за рощей печаль….
При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета — при всей дерзости его метафор — перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья.
Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе. Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов.
Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но ь то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.
Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета