Формирование экологических компетенций как составной интеллектуальной сферы подростка
Смирнова З. В., зам. директора по НМР,
Аникина И. А., учитель биологии
Формирование экологических компетенций
Как составной интеллектуальной сферы подростка
К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя.
Н. К. Рерих
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности, такие как переэксплуатация природных ресурсов, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы. «Жизнь — явление больше космическое, чем земное»,- размышлял В. И. Вернадский. «Жизнь — критерий экологичности, а развернувшийся экологический кризис определил кризис духовный»,- утверждает академик С. Н. Глазачев1 и другие ученые сегодня. В сформировавшемся обществе потребления подрастающее поколение также потребительски относится к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности.
Чтобы исправить это положение, необходима нравственная перестройка всего образа жизни и поведения человека, переориентация человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой.
Решение данной проблемы мы видим в формировании у детей экологических компетенций, которые наравне с овладением экологической культурой, по мнению С. Н. Глазачева, составляют основу экологической компетентности. Воспитывать бережное отношение ребенка к природе, окружающему миру надо начинать с самых ранних ступеней образования. Главенствующая роль, по нашему мнению, в данном процессе принадлежит школе, так как именно в этот возрастной период происходит становление основ экологических компетенций и экологической культуры, целостного мировоззрения, являющихся составными интеллектуальной сферы подростка.
Как отмечает Залесский Г. Е., в этот период у школьников складывается система убеждений, оказывающая влияние на потребности и стремления человека2. Приобретается умение аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы и обобщения, развивается критичность мышления. Все это влияет на становление личности подростка, выработку своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой.
Развитие экологических компетенций предполагает восхождение обучающихся от низшего к высшему уровню: начальный, уровень элементарной экологической компетентности, продвинутый, высокий общеобразовательный уровень, профессионально достаточный, высший — творческий уровень.3 Наши наблюдения показывают, что в рамках школьного обучения на уроках биологии и экологии для всех обучающихся доступно достижение третьего уровня — продвинутого, который характеризуется ориентацией в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владением основными правилами здорового образа жизни.
Освоение высших уровней экологических компетенций возможно при использовании в образовательном процессе таких форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся. К ним относятся исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах эколого-биологической направленности, разнообразная природоохранная деятельность, которые позволяют проявить подросткам свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте помогает юношам и девушкам определиться с выбором будущей Профессии.
Рассмотрим процесс формирования экологических компетенций на уроках биологии и экологии на примере реализации информационно-учебного проекта «Почему лес является природным сообществом, обеспечивающим устойчивость биосферы?».
Учебный проект отличается от других форм коллективной творческой деятельности наличием двух обязательных компонентов — проблемы и социально-значимого продукта.
По мнению Е. С. Полат4 и других авторов проектного метода обучения важно, чтобы проблема была сформулирована самими обучающимися. Целесообразным является такой прием — размышление школьников над афоризмами, например: «Леса уходят. Жалко мне леса…» . Размышляя над словами поэта, подростки приходят к мнению, что гибель леса приводит к потере биологического разнообразия, которое является одним из факторов разбалансировки биосферы.
Это в свою очередь представляет собой глобальную экологическую проблему, так как измененная биосфера может стать непригодной для жизни человека.
На следующем этапе — формулировки цели — мы считаем необходимым подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения проблем леса, как важнейшего компонента биосферы. Совместно с учениками ставим цель работы, определяем задачи и выстраиваем алгоритм деятельности по решению поставленной цели. Определяем последовательность и продолжительность этапов работы над проектом, выбираем рациональный и оптимальный путь достижения цели.
На этапе поиска информации используем такие формы работы с обучающимися, как поиск основных терминов и понятий, определение ключевых слов, главной идеи текста, выстраивание логических цепочек. Это приводит к пониманию подростками закономерностей существования экосистемы леса, и, следовательно, формированию таких мыслительных процессов, как обобщение, анализ и синтез, систематизация доказательств, аргументирование. Завершается этап обоснованием основных положений работы по осознанию ценности сохранения лесов для устойчивости биосферы, нахождением решения данной проблемы, формулированием выводов.
После оформления полученных результатов и подведения итогов выполненной работы приступаем к подготовке защиты проекта и его презентации. Этот этап проектной деятельности направлен на развитие речемыслительных навыков подростков, их умения грамотно представлять выполненную работу, отвечать на вопросы слушателей, отстаивать свою позицию.
В заключение работы над проектом считаем необходимым провести рефлексивный анализ деятельности, который позволит ученикам проверить правильность, прочность и уровень понимания своих теоретических знаний и практических навыков по изучаемому вопросу.
Итак, в процессе выполнения данного учебно-информационного проекта подростки приобретают Социально значимый продукт — экологические компетенции: усваивают основные термины и понятия, раскрывающие признаки и свойства природного сообщества, понимают закономерности функционирования экосистемы леса, находят пути решения современных проблем лесного сообщества.
В процессе приобретения экологических компетенций у подростков постепенно формируется экологическое мышление как основа экологической культуры и экологической компетентности, которые, в свою очередь, являются, важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность как за свое поведение в природе, так и поведение других людей. Как отмечал ученый-эколог Н. Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».
1 С. Н. Глазачев Экология в гуманитарном университете/ Вестник экологического образования в России № 4 2006.
2 Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский. — М.: МГУ, 1994.
3 Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы.- М.: «Школа-Пресс», 1996.
4 Е. С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат — М., 2000
Формирование экологических компетенций как составной интеллектуальной сферы подростка