Формы работы с поэтическим текстом в старших классах. Краткое изложение текста
Т. Алексеева, методист по русскому языку и литературе НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Работа с поэтическим текстом — один из самых эффективных путей развития личности: развития эмоционального и эстетического, развития чувства слова, развития душевной чуткости и такта… Если же подходить к делу сугубо прагматически, то систематическая работа над поэтическим словом — единственный путь настоящего обучения анализу поэтического текста, т. к. сколько бы ни изучали биографию поэта и сколько бы ни говорили громких слов о значении его творчества, «проанализировать» стихотворение ученик все равно не сможет, т. к. не сможет его пережить, почувствовать.
Чтение наизусть — самый важный и самый «правильный» анализ поэтического текста. Художественное чтение наизусть — это именно анализ стихотворения, т. к. это чтение-осмысление и чтение-создание «своей модели» стихотворения.
Можно понять тех учителей, которые боятся и избегают работать с чтением стихотворения наизусть. У них есть подспудное ощущение тайны художественного слова, которая не дается и чувство своей перед детьми ответственности за прикосновение к поэзии. Но вот «пионерское», «барабанное» чтение стихотворений, да еще при больших объемах заучивания наизусть — кощунственно. Оно равносильно убийству поэтического слова.
Духовный мир поэта, его вдохновение, его озарение как бы замкнуто в книге, лежит молчаливо на странице и ожидает соприкосновения с чьей-то душой. И вот — вы раскрыли эту страницу, вы читаете ее, и теперь слова поэта обращены прямо к вам. И если струны вашей души задрожали, отозвались камертоном на поэтическое слово, то это стихотворение — ваше, оно написано для вас. .
Обо всем этом нужно обязательно поговорить с вашими учениками, надо сделать их своими союзниками.
Почему нужно учить стихотворения наизусть? О наших, педагогических целях мы уже сказали ранее — но для многих учащихся это будут просто «высокие слова». Но вот — совсем немного — о том, что понятно каждому.
Красноречивыми собеседниками хотят быть все. Главный признак современного человека — способность свободно держать себя в любом обществе. Но ничто так не украшает речь, как умение «ненавязчиво» блеснуть эрудицией, — а этому весьма способствует вовремя процитированная поэтическая строка, особенно если это не избитая, всем известная фраза.
Все это относится не только к беседе, к устной речи, но и к сочинению. Нередко кстати вспомнившиеся строки помогают углубить мысль, высказать ее нестандартно, под неожиданным углом зрения.
Конечно, стихотворения вряд ли запомнятся полностью, от строчки до строчки, на долгие годы, но самые яркие строки обязательно останутся в памяти.
Прекрасным аргументом в пользу чтения стихов наизусть в вашей беседе со старшеклассниками может быть и такой пример. Как трудно найти слова для примирения — с близким человеком, с родителями, особенно если чувствуешь, что виноват в происшедшей ссоре ты сам. Чувствуешь себя крайне неуютно, внутренне страдаешь, и пошел бы на компромисс, но самолюбие мешает — и слов нужных как-то не подобрать… Как кстати бывает в такой ситуации стихотворение Некрасова:
Мы с тобой бестолковые люди — Что минута, то вспышка готова, Облегченье взволнованной груди, Бесполезное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир — и скорее наскучит.
Если ссора в любви неизбежна, То возьмем и с нее долю счастья. После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья…
Во «взрослой» аудитории эти строки всегда вызывают удивление: «Это — Некрасов? А как называется? Обязательно перечитаю дома…»
Да-да, тот самый Н. А. Некрасов, «поэт и гражданин», который так непрост и потому близок нам в сложной и полной противоречивых чувств любовной лирике — и которого мы практически забыли, т. к. изучаем «по обязанности». Вот вам и пример «практической полезности» чтения наизусть.
Как организовать чтение наизусть в сложном классе Все мы помним английскую поговорку: «Короля делает окружение». Так и при чтении наизусть: аудитория и читающий связаны теснейшим образом. Выразительно читать наизусть можно только для тех слушателей, которые готовы принять такое чтение. Значит, нужно владеть собой и…владеть аудиторией. (Вот и еще одна практическая задача: психологический тренинг — умение подчинить себе аудиторию.
В жизни очень пригодится!) Обычные просьбы учащихся: «Можно я вам прочитаю после уроков» — в большинстве случаев надо отвергать, объясняя, почему вы так делаете.
В неподготовленном классе, даже самом тихом, всегда найдется ученик-«провокатор» , который просто лукавым взглядом моментально «сведет на нет» всю работу преподавателя.
Аудиторию надо занять. Важно приучить детей работать во время чтения. Это можно сделать хотя бы так: лист для заметок делим пополам, вверху ставим знаки » + » и » — » и записываем достоинства ответа и те советы, которые хотелось бы дать отвечающему .
Условия записи надо подробно оговорить заранее: то, что нужно записывать строчки, которые привлекли внимание, записывать свои мысли .
На некоторые слова нужно наложить «табу» как на неинформативные, невыразительные.
Нужно поработать над культурой общения , над умением тактично, в форме совета или варианта прочтения, высказывать замечания, над умением аргументировать свои мысли.
Необходимо научить деликатно, не обижая одноклассников, высказывать свои мысли и при этом не кривить душой. Вот пример исключительной тактичности Н. Г. Чернышевского, который после смерти И. И. Панаева писал: «Панаева любили все, кто только знал его. как литератор он…постоянно работал над собою, стараясь о собственном совершенствовании» — Панаев не обладал крупным литературным дарованием.
Задушевность и мягкость этого высказывания с неожиданной стороны характеризует самого Чернышевского: задиристый, резкий, порой даже грубый в роли повествователя в «Что делать?», он необыкновенно деликатен, когда речь идет о близких ему людях. Необходимо, чтобы наши ученики знали: любое высказывание в адрес кого-либо характеризует прежде всего автора этого высказывания.
После чтения необходимо дать учащимся несколько минут, чтобы они могли составить свой ответ.
Чтобы настроить класс на серьезный, деловой лад, можно ввести следующий вид работы. После трех-четырех читающих стихи — очень трудное задание: устная рецензия. Лучше сначала «собрать ответ» по репликам с места и потом вызвать одного ученика к доске с повторением.
Это хорошее задание как для наказания мешающих работать , так и для поощрения активно работающих на уроке .
Завершает этот этап работы на уроке слово учителя — его мнение об ответах и оценка работы учащихся.
Советы читающему стихотворение
При подготовке определите, на какие слова падает логическое ударение в каждой строке, и при чтении выделяйте эти слова .
Дома почитайте вслух в пустой комнате. Послушайте, как звучит ваш голос. Голос — это удивительный музыкальный инструмент, который должен «работать» при чтении.
Многие даже не подозревают, какой удивительный, воздействующий на слушателей тембр голоса дан им от природы.
Читать нужно стоя, просто опустив руки вниз. Не нужно жестикулировать — важно все оттенки при чтении передавать небольшими модуляциями голоса.
Никогда не читайте в шумном классе — обязательно дождитесь тишины.
При чтении не нужно никаких особых эффектов — просто не спешите . Дайте прозвучать поэтическому слову — и дайте вашим слушателям это слово услышать, почувствовать.
Перед чтением стихотворения обязательно произнесите имя автора и название стихотворения — этим мы и себя готовим, и настраиваем аудиторию.
Голос надо направить чуть выше голов слушателей, по диагонали класса — будет лучше акустика.
Когда читаете стихотворение, смотрите либо чуть выше голов слушателей, либо на доброе, внимательное лицо в классе.
Не откликайтесь на провокации и смешки аудитории. При чтении нужны внутренняя собранность и в то же время открытость, доверительность интонации — тогда в классе будут вас слушать.
Выразительное чтение стихотворения — это испытание вашего волевого начала. Важно «подчинить себе» слушателей, настроить аудиторию в унисон с настроением вашего чтения.
Не читайте, повернувшись к учителю — в классе будет шумно, чтение станет невыразительным.
Самое главное в стихотворении — в конце. Не «проглатывайте» последних слов, т. е. не прочитывайте их торопливо, с выражением: «Наконец-то все!» Этим вы испортите все чтение.
При выборе стихотворения помните:
— короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные ; — «сюжетные стихотворения» легче для заучивания и для выразительного чтения; — т. к. стихотворение — явление очень личное, то бывают такие стихи, о которых можно сказать — «это мое стихотворение» или же «это не мое». . Почему? Наверное, это одна из тайн некрасовской лирики).
Эти советы нужно обсудить перед чтением в классе. Это тоже критерии оценки для слушателей. Обсудите также терминологию, которой будете пользоваться.
Записывайте в тетрадь удачные выражения, прозвучавшие в устных рецензиях. Нельзя заставлять детей весь урок слушать одно и то же стихотворение — у читающих должен быть выбор, но нет ничего плохого в том, что одно стихотворение звучит два-три раза подряд в разном исполнении.
Совет для тех, кто работает самостоятельно, без помощи учителя: вместе с изучением творчества того или иного поэта поработайте над художественным чтением стихотворений, предложенных в списках для зачетов.
Система зачетов для работы с лирикой Работу по обучению художественному чтению можно строить в форме зачетов. Список для чтения наизусть должен сообщаться заранее — так можно снять перегрузку учащихся при подготовке к зачету. В список должны входить основные стихотворения и стихотворения, представляющие центральные темы творчества того или иного автора.
Зачет лучше проводить по билетам . Лучше предлагать ребятам несколько стихотворений на выбор в качестве ответа на один билет, т. к. учащиеся лучше знакомятся с творчеством поэта, когда слушают чтение разных стихотворений, к тому же так можно уйти от однообразия в ответах. Если у кого-либо из учащихся очень плохая память, трудно выучить четыре-пять стихотворений, предложите, допустим, три стихотворения к зачету — но со снижением высшего балла до «четырех». Если зачет проводится до изучения темы, стихотворения необходимо сначала выразительно прочитать и обязательно прокомментировать их — так, чтобы содержание стало понятным.
Только в таком случае чтение будет успешным.
Зачеты по лирике А. С. Пушкина 1 зачет
1. «Свободы сеятель пустынный…» 2. «19 октября 1825 года» 3. Отрывок из романа «Евгений Онегин» — «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина» 4. «Пророк» 5. «Пущину»
2 зачет
1. На выбор: «Храни меня, мой талисман…», «Сожженное письмо», «К…» 2. На выбор: «Я вас любил…» , «На холмах Грузии…» 3. «Поэт» 4. На выбор: «К Чаадаеву» или «Во глубине сибирских руд…» 5. «Бесы»
3 зачет
1. «Элегия» 2. «Мадонна» 3. «Из Пиндемонти» 4. «Памятник» 5. Ваше любимое стихотворение А. С. Пушкина.
Зачет по лирике М. Ю. Лермонтова
1. «Смерть Поэта» 2. На выбор: «Молитва» или «Молитва» 3. «Поэт» 4. «Родина» 5. На выбор: «Пророк», «Завещание» или «Выхожу один я на дорогу…»
Зачет по лирике Н. А. Некрасова
1. На выбор: «В полном разгаре страда деревенская…» или «Забытая деревня» 2. На выбор: «Мы с тобой бестолковые люди…» или «Я не люблю иронии твоей…» 3. «Поэт и гражданин» . 4. «Внимая ужасам войны…» 5. На выбор: «Сеятелям», «Праздник жизни — молодости годы…» или «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Стихи мои, свидетели живые…»
Зачет по лирике Ф. И. Тютчева
1. «Silentium!» 2. На выбор: «Фонтан» или «Тени сизые смесились…» 3. На выбор: «Она сидела на полу…», «О, как убийственно мы любим!», «Весь день она лежала в забытьи…» или «Последняя любовь» 4. Четверостишия: «Умом Россию не понять…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Не то, что мните вы, природа…» 5. Ваше любимое стихотворение Ф. И. Тютчева
Зачет по лирике А. А. Фета
1. «Шепот, робкое дыханье…» 2. «Я пришел к тебе с приветом…» 3. «Сияла ночь, луной был полон сад…» 4. «Учись у них — у дуба, у березы…», «Чудная картина, как ты мне родна…» 5. Ваше любимое стихотворение А. А. Фета
Зачет по лирике А. Блока
1. На выбор: «Девушка пела в церковном хоре…», «Предчувствую тебя…» или «Вхожу я в темные храмы…» 2. На выбор: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» или «Фабрика» 3. «О доблестях, о подвигах, о славе…» 4. «О, я хочу безумно жить…» 5. «Россия» или «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
Зачет по лирике С. Есенина
1. «Не жалею, не зову, не плачу…» 2. На выбор: «Закружилась листва золотая…», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…» или «Не бродить, не мять в кустах багряных…» 3. На выбор: «Запели тесаные дроги…», «Край любимый! Сердцу снятся…» или «Топи да болота…» 4. На выбор: «Мы теперь уходим понемногу…», «Неуютная жидкая лунность…» или «Спит ковыль. Равнина дорогая…» 5. Ваше любимое стихотворение С. Есенина.
Зачет по лирике В. Маяковского
1. «Послушайте!» 2. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» или «Хорошее отношение к лошадям» 3. На выбор: отрывок из поэмы «Во весь голос» или «Левый марш» 4. На выбор: «Прозаседавшиеся» или «О дряни» 5. На выбор из «Неоконченного»: «Любит? Не любит? Я руки ломаю…», «Уже второй должно быть ты легла…» или «Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»
Зачет по лирике М. Цветаевой
!. Из ранних стихов — на выбор: «Моим стихам, написанным так рано…», «Вы, идущие мимо меня…», «Бабушке» или «Мне нравится, что вы больны не мной…» 2. «Стихи к Блоку»: «Имя твое — птица в руке…» 3. «Кто создан из камня, кто создан из глины…» 4. Из цикла «Поэт»: «Что же мне делать, слепцу и пасынку…»
5. «Тоска по родине! Давно…»
Зачет по лирике А. Ахматовой
1. На выбор: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью….», «Настоящую нежность не спутаешь…» 2. «Мне голос был. Он звал утешно…» или «Не с теми я, кто бросил землю…» 3. «Мне ни к чему одические рати…» 4 «Мужество…» 5 Ваше любимое стихотворение А. Ахматовой
Зачет по лирике Б. Пастернака
1. «Гамлет» 2. «Во всем мне хочется дойти…» 3. «Быть знаменитым некрасиво…» 4. «Зимняя ночь» 6. Ваше любимое стихотворение
Зачет по лирике поэтов 2-ой половины ХХ века
Формы работы с поэтическим текстом в старших классах. Краткое изложение текста