«Фро», анализ рассказа Платонова
«Фро» — небольшой рассказ Платонова, в котором на первое место выходят не события, а людские переживания. В новелле повествуется о безграничной любви, испытываемой молодой женщиной Фросей к уехавшему от нее «далеко и надолго» супругу. Произведение характеризуется линейной композицией, то есть события в нем даны в хронологической последовательности.
История создания
Об истории создания рассказа «Фро» известно не очень много. Написан он в 1936 году. Вместе с ним на свет появилось еще несколько произведений Платонова, повествующих о России дореволюционной и советской, о любви и труде, о жизни бедных и неграмотных людей. Среди них — «Река Потудань», «На заре туманной юности», «Среди животных и растений», «Бессмертие».
Впервые рассказ «Фро» был напечатан вскоре после написания, то есть в том же 1936 году. Опубликовал его журнал «Литературный критик». Впоследствии произведение вошло в сборник «Река Потудань», изданный в 1937 году.
Главная героиня
В центре повествования — двадцатилетняя Ефросинья Ефстафьева. Она всеми силами пытается жить без супруга Федора, уехавшего работать на Дальний Восток, но ничто не помогает ей забыться — ни танцы в клубе, ни ночной труд в шлаковой яме, ни посещение курсов железнодорожной связи и сигнализации. Скучающая по мужу Фрося практически не ест, ей становится безразличен ее внешний вид. Любовь для Фро равна самой жизни, без нее нет радости.
У главной героини есть возможность изменить, утолить свой любовный голод, но она отказывается идти по такому пути. Не в силах больше терпеть тоску по супругу и желая вернуть его любыми средствами, Фро решается на крайние меры. Женщина отправляет мужу телеграмму, написанную якобы от лица ее отца.
В ней сказано, что Фрося смертельно больна и вот-вот умрет.
В финале, когда супруг опять уезжает, Фро находит успокоение в обществе соседского мальчика. Во-первых, он столь же одинок. Во-вторых, похож на детскую фотографию Федора.
Кроме того, союз Фроси и ребенка — это метафора деторождения. В результате, обретя в лице мальчика близкого человека, наладив отношения с отцом, Фро становится способной пережить новую разлуку с мужем.
Характеристики основных персонажей
Мужа Фроси — Федора — читатель практически не видит. Собственной персоной он появляется только почти в финале. Зато о нем много говорится по ходу рассказа, благодаря чему удается немало узнать об этом персонаже.
В начале повествования Федор уезжает на Дальний Восток с целью «настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы». При помощи механизмов муж Фроси собирается преобразовать весь мир. Работа сильно увлекает его — настолько, что он готов покинуть на год молодую супругу. Да, он возвращается к Фро, так как любит и скучает, но в финале все равно снова уезжает.
Причем есть вероятность, что после Дальнего Востока его ждет Китай.
Второй важный персонаж рассказа — Нефед Степанович, вдовец и отец Фроси. Раньше он был машинистом паровоза. Когда-то его пытались отправить на пенсию. Сначала Нефед Степанович согласился, так как толком не понимал, о чем идет речь.
Очень быстро ему стало сильно не хватать работы. В итоге его снова записали на паровозную службу, только теперь в качестве резервного механика. На работу Нефеда Степановича вызывали редко — раз в три-четыре дня. При этом к неожиданному вызову он был готов каждый день.
Отец Фроси — человек, который не мыслит себя без труда на железной дороге. Трагедия Нефеда Степановича заключается в том, что его фактически отвергли на работе, он стал там не нужен.
Тематика произведения
Как отметил лингвист и литературовед Александр Жолковский в статье «Душа, даль и технология чуда «, в этом платоновском рассказе есть «все». Перед взором читателя предстает быт в рядовом провинциальном городке, затерянном где-то на бескрайних просторах Советского Союза — быт, не наполненный интересными событиями. Кажется, что главное развлечение здесь — танцы в клубе.
При этом некоторых жителей городка влечет «романтика далеких горизонтов». В первую очередь речь идет о Федоре, стремящемся на Дальний Восток.
Важнейшая тема произведения — тема любви. Раскрывается она главным образом при помощи отношений Фроси и Федора. Кроме того, значительную роль в рассказе играет тема работы. Без труда на железной дороге не может полноценно жить старик Нефед Степанович.
Ради работы готов бросить Федор молодую жену и умчаться за сотни километров от дома. Посредством труда пытается избавиться от тоски по супругу Фрося.
Нередко рассказ «Фро» трактуется как новелла о перевоспитании индивидуалистки. На протяжении практически всего произведения Фрося хотела супруга только для себя одной, но под конец смирилась и стала готова спокойно дожидаться его, пока он вдали будет преобразовывать весь мир «для блага и наслаждения человечества или для чего-то еще».
Литературное направление
В 1920 году Платонов отвечал на вопросы анкеты Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди них — «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?». Ответ писателя примечателен: «Никаким, имею свое». У Платонова было не просто свое направление, у него была особая литература. Это очень точно подметил Распутин: «Такое ощущение, что он пришел из таких глубин и времен, когда литературы еще не было, когда она, быть может, только начиналась и избирала русло, по которому направить свое течение.
И где только-только начинался русский человек и русское мышление». Платонову удалось создать «совсем другой мир — реальный и одновременно ирреальный».
«Фро», анализ рассказа Платонова