Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX — XX веков
Разработка нового образовательного стандарта ставит очень серьезные задачи не только перед школой, но и перед методической наукой. И касаются они в том числе и создания нового научно-методического обеспечения учебного процесса. Недавно вышедшее из печати пособие популярного методиста, профессора Галины Васильевны Пранцовой «Рождественская проза в русской литературе: элективный курс для 10−11-х классов» — существенный шаг в этом направлении.
Сразу отметим, что пособие для элективного курса по своей структуре и содержанию отличается от тех учебных книг, которые обеспечивают «поддержку» элективных курсов. Мы привыкли к тому, что обычно выпускается пособие для учащихся и «методические рекомендации» к нему. Г. В. Пранцова адресует свою книгу учителю и студенту-филологу, совершенно справедливо полагая, что модернизация/обновление содержания образования начинается не с введения новых курсов, а с подготовки учителей, с формирования у них нового методического мышления, готовности и потребности в освоении новых программ и курсов.
Ведь автор предлагает элективный курс, главная особенность которого — «нестандартизованность и вариативность.
Нестандартизованность курса определяется его содержанием, теоретико-литературной проблемой , вокруг которой оно группируется» . Остановимся на этом подробнее.
Г. В. Пранцова. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКОВ: Элективный курс для 10-11-х классов: Программа. Методические рекомендации и материалы к занятиям. Хрестоматия.
Пенза: ПГПУ, 2009. 272 с.
Начнем с содержания. Предметом изучения на занятиях становятся, во-первых, хрестоматийные, известные учащимся тексты русской литературы, такие как «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, «Ванька» А. П. Чехова и т. д., но прочитать их предлагается другими глазами. Г. В. Пранцова, в отличие от многих своих коллег, отчетливо понимает: профилизация — это не только расширение круга текстов, но — в первую очередь — формирование умения вычитать из текста больше, чем это сделает обычный читатель.
Филологический взгляд на текст сохраняется и при работе с произведениями этого жанра, которые счастливо найдены автором и предложены для изучения. К их числу, безусловно, можно отнести рассказы П. В. Засодимского и И. С. Шмелева, Л. Н. Андреева и В. В. Набокова, А. Т. Аверченко и Н. Тэффи, В. С. Токаревой, Л. Е. Улицкой и В. Н. Крупина. Еще большие открытия ждут юного читателя при знакомстве с пародийными модификациями жанра: совершенно с иной стороны они увидят творчество А. П. Чехова и М. М. Зощенко, откроют для себя имя Н. А. Лейкина.
Столь обширный литературный материал продуманно выстроен автором. Мы привыкли, что элективный курс дает либо вертикальный , либо горизонтальный срез развития литературы. Помня, что элективный курс адресован учащимся гуманитарных классов, автор пособия предлагает несколько иной подход к анализу литературного процесса, показывая, что во многом история литературы — это история возникновения, бытования, развития и модификации жанровых форм. Поэтому перед учащимися встает не калейдоскоп авторов и произведений, а стройная картина истории жанра рождественского рассказа: «…Обосновывается возможность и необходимость выделения рождественского рассказа среди многообразия изучаемых школьниками произведений малых эпических жанров; рассматривается проявление рождественского архетипа в творчестве отдельных русских писателей разных эпох; в-третьих, прослеживаются метаморфозы жанра рождественского рассказа в литературном процессе ХIХ — начала ХХI века» . Таким построением курса автор добивается главного — «усвоения учебного материала на разных уровнях сложности» .
Однако не только этим достигается вариативность построения курса. Она в заведомо большом объеме материала, который предлагается учителю, в спектре представленных литературоведческих интерпретаций, в разнообразии разноуровневых вопросов и заданий. Таким образом, учителю представляется возможность выбора текстов для изучения, глубины их анализа, видов и форм работы на занятии.
Пособие не регламентирует деятельность педагога, а лишь показывает ее основное направление, оставляя простор для собственных методических решений и творчества.
Еще о структуре пособия. Оно начинается с программы и тематического плана, где прописана не только тематика занятий , но и возможные виды учебной деятельности и формы ее организации. Далее идут «Методические рекомендации и материалы к занятиям», где есть необходимый материал, на основе которого может быть подготовлена лекция по проблеме или слово о писателе , предложены примерные вопросы и задания для анализа текста, разноуровневые домашние задания, определена тематика индивидуальных сообщений и творческих/исследовательских заданий.
Завершается пособие разделом «Хрестоматия», куда помещены труднодоступные тексты.
В заключение некоторые пожелания — в надежде, что автор не остановится на достигнутом. Думается, что пособие выиграло бы, если бы уделить должное внимание проблеме исчезновения жанра рождественского рассказа в советской литературе и его модификации в жанр «новогоднего рассказа» . Особая тема — крошечный тираж пособия. При тысячных тиражах «методической макулатуры»!
Может быть, издательства наконец станут более внимательными по отношению к действительным достижениям на ниве школьной словесности?!
Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX — XX веков