Гайавата — характеристика персонажа
Произведение: Песня о Гайвате
ГАЙАВАТА — герой поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» . Образ Г. имеет мифологические и исторические прототипы.
Исторический Г. жил в XVIIв. в Северной Америке и стал одним из основателей лиги пяти ирокезских племен. Сначала он был одним из вождей племени онондагов, где ему противостоял энергичный и честолюбивый вождь Атотаро. Г. был изгнан, и его усыновило племя могауков.
Само имя Г. этимологически объясняется как наследованное имя одного из вождей этого племени . Самый авторитетный вождь могауков — Деканавида — стал сторонником Г., и вместе они организовали союз четырех племен, к которым позже присоединились и онондаги . Позже в индейской мифологии Г. стали отождествлять с Манабозо — одним из классических вариантов культурного героя-первопредка, творца жизненных благ и изобретателя ремесел и обычаев. Лонгфелло, который при написании поэмы глубоко интересовался финским народным эпосом «Калевала», придал Г. черты, во многом сходные с космогоническими героями «Калевалы» — Вейнемей-неном и Ильмариненом.
Сам Лонгфелло писал об образе Г.: «Я написал ее на основании легенд, господствующих среди североамериканских индейцев. В них говорится о человеке чудесного происхождения, который был послан к ним расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам. У разных племен он был известен под разными именами: Мичабу, Чиабо, Фаренавайгон и Гайавата, что значит — пророк, учитель». В поэме появление Г. как «пророка» предсказывает прародитель индейцев, «Владыка Жизни» Гитчи Манито.
Г. появляется на свет как сын Западного Ветра и внук звезды . Он несет мир и порядок индейским племенам, постоянно сражается со злом и защищает добро. Он учит индейцев земледелию и письменности.
Г., по мысли Лонгфелло, становится «учителем человечества». В мифологических параллелях Г.- Прометей индейского народа. Г. не только мифологический — он еще и романтический герой, воплощающий идеал американских романтиков, их мечту о герое, который наиболее полно слит с природой . Г. с детства учится понимать природу, свободно общаться со всем живым и неживым в ней, знать ее язык.
Его разум способен воспринимать и постигать природу. Романтизированы отношения между Г. и его женой, между Г. и его друзьями. Г. объединяет в себе черты поэта и воина — он призван освободить мир от чудовищ, он пример доброты и благородства. В образе Г. Лонгфелло как бы спрессовывает воедино три времени: мифологическое время первопредков , время историческое и время идеальное . Таким образом, Г. превращается в грандиозный образ народного героя, связующий прошедшее, настоящее и будущее.
В конце поэмы Г. покидает свои племена, уплывая в пироге на Запад, как бы исполнив предназначенную ему миссию. вместе с героями Ф. Купера сформировали обобщенный «образ индейца» североамериканской литературы. Для русских писателей Г. представлялся народным героем, идеально воплощенным в литературном произведении.
Гайавата — характеристика персонажа