• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Особенность колядки и щедривки. Особенности праздника Николая

 

Особенность колядки и щедривки. Особенности праздника Николая

Единой мысли относительно происхождения слова «коляда» нет. Много исследователей склонны считать, что оно происходит от латинского слова Calenda, что означает праздник нового года. Существует также мысль, что слово «коляда» связано с именем языческого божества Коляды, которое олицетворяло рождение Солнца в созвездии Водолея.

Колядками называются поэтически-песенные произведения, которые выполняются во время и по случаю празднования Коляды, которыми сопровождаются магически-ритуальные рождественские действия. Традиционно композиция колядки простая. Она состоит из запевания, собственно колядки, припева и поколяды.

Колядовали на Рождество дети, ходили по дворам с самодельной звездой, иногда — в сопровождении переодетых Маланки, козы, медведя, солдата. Если их приглашали в дом, они разыгрывали сценки из народного спектакля, который первоначально преследовал ту же цель, что и песни — сохранить благосостояние в хозяйстве («Где коза ходит, там рожь родит, где коза ногой, там рожь копной, где коза рогом, там рожь стогом»), а позже стали праздничным развлечением. Собранные во время колядования подарки составляли угощение на общем ужине молодежи.

Будучи произведениями языческими, с принятием христианства колядки очень медленно добавляли библейско-христианские элементы, которые в течение длительного времени внедрялись в давние тексты. Со временем названия языческих божеств стали заменяться христианскими.

С утверждением христианства церковь, борясь против идолопоклонения, старалась искоренить языческие праздники календарной обрядности, поэтому христиане решили в противоположность языческим оргиям праздновать христианские торжества в те же дни. Зимний цикл стал величанием рождения Иисуса Христа. Поэтому со временем колядки пополнились апокрифическими мотивами о Христе, Деве Марии, Петра и Павла. Поскольку довольно длительное время после принятия христианства на наших землях Библия была малодоступной простым неграмотным людям, то народ составлял произведения, в которых отображал свое видение библейских образов и мотивов, которое нередко сохраняло языческие представления и не соответствовало текстам Святого Письма, а иногда и полностью противоречило им. Сюжетами, образами и тематикой апокрифические колядки приближены к народным апокрифическим легендам, которые широко бытовали в ранний период христианства и время двуверования. Такой, в частности, является колядка «Добрый вечер тебе, господин хозяин», где дохристианская поэтика и образность (например, мотивы гостей у хозяина; образы хлеба, зерна, праздничного стола) соединились с отдельными христианскими вкраплениями, упоминания о церковных праздниках — с языческими праздниками.

Щедривки.

В отличие от колядок, которые первоначально сопровождали магическое языческое действо, связанное с рождением Вселенной и божества солнца Коляды, щедривки являются словесно-песенной частью другого праздника — Нового года, связанного с величанием месяца. Месяц занимал важное место в культовой системе праславян, которые, и наблюдя его связь с водой, усматривали его незаурядную роль в выращивании урожая. Поэтому праздник, целью которого было умолить духов неба и земли оказывать содействие в хозяйстве, получил название Щедрого вечера. Отсюда и походит название произведений, которые выполнялись в это время — щедривки.

Щедрый вечер для наших предков тоже был обрядовой поэзией, которая часто называлась Маланкой. Маланка — дочь богини Лады и воплощение плодородной влаги, необходимой для отборного урожая. В этом проявлялась ее связь с луной. Мистические процессии, которые осуществлялись в этот день, значительно отличались от рождественских. Они назывались «вождение Маланки». Здесь главную роль выполняла, как правило, красивейший девушка, которую водили от дома к дому, желая благосостояния и удачи в хозяйстве и на поле. Среди переодетых персонажей обязательными были Маланка, украшенная цветами, со звездой в голове, которая шла в сопровождении нескольких девушек с деревцем; Луна (Василий), одетый как крестьянин-пахарь с серпом в руке (знак месяца); король, одетый, как охотник, в окружении ребят-плугарей, которые имели вола, запряженного в плуг; дед Змей с длинной зеленой или белой бородой, опоясанный гадюками и др. Эта мистерия отображала мифологические верования и представление давних славян о зиме, наступлении весны, а затем — новой работы на поле, весенне-летних игрищ в лесах.

После восхваления Маланки, которое происходило в каждом дворе, возвеличивались члены семьи — хозяин, хозяйка, их взрослые или маленькие дети. При этом выполнялись отдельные щедривки для каждого. Ими возвеличивали работу, желали благосостоянию для всей семьи. Среди величальных щедровок можно выделить такие же тематические группы, как и среди колядок.

В народных произведениях, приуроченных к празднованию Щедрого вечера, часто встречается образ пирогов, которые считались жертвенным кушаньем этого праздника, что символизировало новорожденный месяц. Они были обязательным выкупом для персонажей драматизированного действа, что четко зафиксировалось во многих текстах:

«Кугу, кугу! Выносите по пирогу. А не дадите пирога, потащим дом за рога!» или «Щедрик — ведрик, дайте вареник!».

Важной особенностью щедровок является то, что они, даже значительно видоизменив и потеряв драматическое начало, как правило, выполняются только девушками или женщинами, реже — детьми и почти никогда — мужчинами.

В этом проявляются не только элементы матриархального устройства, а и ударение на женском начале этого праздника. Щедрый вечер был перед днем другого праздника, связанный с культом плуга — Нового года или Дривиного (Дедового) дня. Мистерии, которые происходили в ночь накануне, завершались общими ворожениями мужской и женской общин.

Особенности праздника Николая

Это — веселый народный праздник. Когда-то хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали наилучших коней в «козырьки» и с песнями и веселыми восклицаниями ездили вокруг села — «так как же надо знать, скользкий ли снег в этом году выпал!».

Кто первым придет утром к дому, тот будет первым «полазником». На Подолье «полазами» считается четыре дня в году: Введение Николая, Анны и Рождество или Новый год — четвертый и последний «полаз». Плохо, если в те дни кто другой — не хозяин — перейдет через двор первым. Каждый хозяин встает в этот день раньше, чем обычно, и идет дать скоту есть. Придя в хлев, приветствует скот словами:

«Дай, Бог, добрый день, чтобы худоба здоровая была да и я с тобой еще и со своей женой!».

В народных легендах и пересказах Святой Николай защищает людей перед стихийным бедствием, а больше всего — на воде. Все одесские рыбаки в своих шалашах имели образ святого Николая. Выходя в море на промысел, рыбаки брали с собой образ Святого Чудотворца.

На Харьковщине записана такая легенда о Святом Николае:

«Святой Николай-Чудотворец на небе не сидит, а здесь на земле, людям помогает. Не то, что Касьян — за барича оделся и к Богу пошел жаловаться на людей: «Они, — говорит, — Николая уважают, почитают, в чесь его церкви строят, а меня и не упоминают».

Бог выслушал Касьяна да и говорит ангелам:

— Позовите мне святого Николая. Скажите, чтобы сейчас пришел!

— Нет его на небе, — говорят ангелы.

— А где же он?

— Пошел на Черное море людей спасать!

— Подожди, — говорит Бог Касьяну, — Николай придет, тогда поговорим! Спустя некоторое время Бог снова посылает ангелов за Святым Николаем.

— Нет его, — говорят ангелы, — на земле людей от пожара спасает! В третий раз посылает Бог ангелов за Святым Николаем.

— Нет его, — говорят ангелы, — он кандалы разбивает, казаков из турецкой неволи освобождает.

Аж в четвертый раз появился Святой Николай перед Богом: в старой свите, веревкой подпоясанный, сапоги в болоте и руки в грязи.

— Где ты был? — спросил Бог, а Святой Николай ему отвечает:

— Помогал мужику телеги из топи вытянуть!

— Вот видишь, — говорит Бог Касьяну, — за что его люди уважают. Он на небе не сидит, на земле дело делает, а ты господином оделся и здесь, на небе, уголки обтираешь. Иди прочь от меня!… Будут тебя люди бояться, но не будут уважать».

Из других народных рассказов значит, что Святой Николай-Чудотворец опекается не только людьми, а и диким зверем. В Галиции Святой Николай раздает детям подарки.



Особенность колядки и щедривки. Особенности праздника Николая

Другие сочинения по теме:

  1. Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» Поэма М. Гоголя «Мертвые души» — произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России,...
  2. Жизнь и творчество Николая Вороного О жизни величайшего украинского поэта известно немного, ведь он не оставил нам своих воспоминаний, автобиографии. Сохранилось лишь несколько писем и...
  3. Сценарий праздника «Пришла Коляда» Аннотация Данный сценарий предназначен для учащихся класса «Особый ребенок» коррекционной школы VIII вида. Он дает представление учащимся класса «Особый ребенок»...
  4. Духовные кризисы Пьера Безухова и Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир» Толстой назвал «Войну и мир» «книгой о прошедшем». Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны,...
  5. Богатство и проблематика поэтического наследства Николая Вороного Поэтическое мировоззрение, тонкое понимание прекрасного, углубление в общечеловеческие проблемы и восхваление вечных жизненных ценностей — вот те факторы, которые сделали...
  6. Богатство поэтического наследства Николая Вороного Он родился в один год с Лесей Украинкой — во время, когда украинское слово преследовалось, унижалось и преступно замалчивалось. На...
  7. Сочинение на тему — Трагический выбор Николая Волнового Так уже произошло, что в свое время в центре неистовой борьбы литературных группировок в самом водовороте разных мыслей, взглядов оказался...
  8. День защитников отечества. Сценарий праздника Задачи Праздник Дня защитников Отечества обычно проводится совместно с учителем физкультуры, помогающим в проведении спортивных игр и конкурсов. До праздника...
  9. Краткая хроника жизни и творчества Николая Степановича Гумилева 1886, 3 апреля (по ст. ст.) Дата рождения Николая Степановича Гумилева в Кронштадте в семье морского врача. Детство будущего поэта...
  10. Особенность пушкинской сказки Коренная особенность пушкинской сказки — ее тональность: веселая, задорная, озорная. С первых стихов сказки мы слышим эту ироническую интонацию: Негде,...
  11. Расскажите о влиянии украинской культуры на развитие творчества Николая Гоголя как писателя В литературу Гоголь пришел из Украины. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в городке Большие Сорочинцы Миргородского уезда...
  12. Прозаические произведения Николая Филипповича Павлова (1803-1864) Шагом вперед и в отношении демократизма, и в отношении реализма по сравнению с произведениями М. П. Погодина и Н. А....
  13. Сценарий праздника «Что бы мамы не грустили» Я: Здравствуйте все, кто пришел в этот зал. Сколько гостей наш праздник собрал! Рады мы вас видеть у нас. Что...
  14. Хорошее настроение (Сценарий праздника ко Дню смеха) 1-й ведущий; Добрый вечер! 2-й ведущий : Здравствуйте! 1-й ведущий: Мы рады новой встрече и приветствуем всех вас на празднике...
  15. Анализ поэзии Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов,...
  16. Играйте с нами — Сценарий веселого праздника на 1 апреля Конечно, этот праздник не потребует каких-то особенных усилий от устроителей, но готовиться к нему надо серьезно. Начнем с приглашения: Всех...
  17. Особенность творческой манеры Хемингуэя Кем является для нас личность этого писателя, который вызывает довольно противоречивое отношение к себе? В начале ХХ столетия он был...
  18. «РОССИИ ДУША» (Сценарий-конкурс для праздника русского костюма) Фабула сценария дается в сокращенном варианте. Здесь умышленно выпущен авторский обыгрыш конкретных коллективов. Так как в каждом отдельном случае подставляются...
  19. Критическая деятельность Николая Гавриловича Чернышевского Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) начал критическую деятельность с изложения своей целостной теории искусства и историко-литературной концепции. В 1853 году он...
  20. Прощание с начальной школой. Сценарий праздника. Путешествие по планетам знаний Прощание с начальной школой Праздник «Прощание с начальной школой» — это подведение итогов работы за три года. Дети повзрослели, стали...
« Новое писательское поколение Испании конца ХХ века
Новый класс в России в образе Чичикова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения